ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-21 «Волга» - история, характеристики, фото и видео
  • Годы производства: с 1956 по 1970 год
  • Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В середине 50-х годов Горьковский автомобильный завод начал серийное производство автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга» с целью заменить к этому времени уже устаревшую «Победу». Изначально автомобиль именовали ГАЗ-М21, так как завод носил имя Молотова, но после переименования завода от буквы «М» в имени отказались.

Опытный автомобиль "Победа-НАМИ" с кузовом типа седанПервые попытки разработать автомобиль, который должен был сменить «Победу» были предприняты еще в 1948 году специалистами НАМИ по заказу Министерства автомобильной промышленности. Они предложили собственный вариант рестайлинга серийного ГАЗ-М-20, в результате получился автомобиль «НАМИ-Победа», но в конечном итоге от этого варианта отказались.

Специалисты автозавода «ГАЗ» занялись разработкой нового автомобиля в 1951 году, первый гипсовый макет назвали ГАЗ-М21 «Победа-2», внешне он сильно напоминал представительский седан ГАЗ-М12 «ЗИМ», но к тому времени он тоже начал устаревать и от подобного дизайна так же отказались. Однако некоторые технические решения все же были взяты у «Победы-2» например, вынесенный несколько вперед пассажирский салон, что в сочетании с уменьшением размерности колёс с 16 до 15" позволяло сделать его более просторным при той же колёсной базе. Было решено убрать все выступающие в салон арки задних колес. Кроме того по техническому заданию новый автомобиль должен был стать более современным, динамичным и комфортабельным, с новым двигателем и автоматической коробкой передач.

Первый ходовой образец ГАЗ-М-21 "Волга"С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами под названием ГАЗ-М-21 «Звезда» дизайнера Джона Вильямса и ГАЗ-М-21 «Волга» Льва Еремеева (он же был дизайнером кузова «Чайки»). Макеты обоих машин были готовы в 1953 году, но от «Звезды» Вильямса отказались в пользу «Волги» Еремеева. Первый ходовой образец двадцать первой «Волги» был изготовлен в 1954 году вручную. В этом же году автомобиль с номерным знаком гв00-08 начал испытания.

В 1954 и 1955 году собрали ряд прототипов, которые отличались оформлением, на них устанавливали разные двигатели и коробки передач, на одни устанавливали 3-ступенчатую механическую коробку, на другие автоматическую гидромеханическую 3-ступенчатую. Эти прототипы имели полный набор хромированного декора - хромированную решетку радиатора, молдинги, окантовку лобового и заднего стекла, в серийном же производстве хромированные детали были дополнительной опцией.

ГАЗ-М-21 "первой серии" - модель 1957 года выпускаПо сравнению с предыдущими отечественными автомобилями двадцать первая «Волга» показала себя динамичным, скоростным и комфортабельным автомобилем, она была экономичнее своего предшественника ГАЗ-М-20, а по динамике превосходила ГАЗ-12, который был более высокого класса. «Волга» была приспособлена к отечественным дорожным условиям, а ее долговечность и практичность превосходила иностранные аналоги.

ГАЗ-М-21 можно условно разделить на три серии, однако заводом такое разделение не использовалось. К первой серии относят серийные образцы выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года. Автомобили первой серии, выпущенные в 56 и 57 годах, оснащались модернизированным нижнеклапанным двигателем от «Победы» (ГАЗ-21Б) мощностью 65 лошадиных сил, так как новый двигатель, который планировался для «Волги» был еще не готов. Кстати этот же двигатель ставили на УАЗ-450 и экспортные модификации ГАЗ-69.

Внешне автомобили «первой серии» можно отличить по хромированной решетке радиатора, в центре которой красуется звезда, точно такую же звезду имели некоторые прототипы, а на капоте красовался фирменный олень. Были отличия и в салоне, к примеру, панель приборов не была отделана кожзамом и т.п. Часть машин имела двухцветную окраску различного сочетания с тремя типами разделения цветов. Всего было выпущено около 30 тысяч экземпляров автомобилей так называемой «первой серии».

За более чем 14 лет производства конвейер завода покинули множество модификаций и опытных образцов двадцать первой «Волги». Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» экспортировалась в такие страны как Бельгия, Австрия, Финляндия, Швеция, Голландия, Кипр, Англия, Индонезия, Греция и страны Ближнего Востока. Экспортные модели отличались улучшенной отделкой. Выпускали «Волгу» и за рубежом, к примеру, бельгийская фирма S.A. Scaldia-Volga, совместно с предприятием Sobimpex N.V. выпускали на основе машинокомплектов, поступавших из СССР, дизельные версии ГАЗ-21 (М-21), причем варианты дизельных двигателей были различными, объемом от 1,6 до 2,3 литров и мощностью от 48 до 62 лошадиных сил. В 1968 году параллельно с ГАЗ-21 был начат выпуск новой модели «Волги» под индексом ГАЗ-24, которая полностью заменила текущую модель в 1970 году.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» получил несущий трёхобъёмный кузов типа седан с более комфортабельным и просторным салоном. Новый цельноалюминиевый 4-цилиндровый двигатель, который почти в полтора раза превосходил по мощности двигатель «Победы». Тормозная система с разделенными гидроцилиндрами передних тормозных колодок и одним общим гидроцилиндром на задние колодки, трансмиссионный стояночный тормоз.

"Вторая серия" ГАЗ-М-21 "Волга" образца 1959 годаПозднее, после того как была закончена подготовка нового верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21 от старого двигателя «Волги» отказались. Новый двигатель объемом 2445 см3 развивал мощность 70 лошадиных сил, а максимальная скорость автомобиля составила 130 км/ч.

С начала 1959 года по 1962 год выпускали так называемую «вторую серию». В рамках модернизации, у автомобиля увеличили передние колесные арки, из-за этого изменилась форма крыльев. Оформление передка напоминало передок одного из прототипов с 16-ю вертикальными прорезями решетки радиатора, за это ее прозвали акульей пастью, появился новый замок капота. Появились катафоты в стеклах задних фонарей, изменился фонарь номерного знака, верхняя часть панели приборов изначально стала флокированной, а позднее обтянута кожзамом. Приемник стал более богато оформлен. Фирменный олень на последних образцах «второй серии» был заменен травмобезопасной «каплей» . Были и другие малозаметные изменения.

Место водителя и приборная панель автомобиля ГАЗ-21 "Волга" образца 1959 года.К 1960 году произошла модернизация узлов и агрегатов. «Волга» получила новую современную проводку, теперь на массе был не «плюс» а «минус». Убрали централизованную смазку шасси, усилили кузов. Автомобилей «второй серии» было выпущено около 140 тысяч экземпляров.

Следующая модернизация автомобиля условно «третья серия» произошла в 1962 году, у автомобилей полностью изменилось внешнее оформление, очередной раз изменилась решетка радиатора, теперь она состояла из 37 вертикальных стоек (ее прозвали «китовый ус»). Бампера разделены на две половины и не имеют «клыков». С капота исчез фирменный олень и молдинг.

"Третья серия" автомобиля ГАЗ-21 "Волга" образца 1962 года.На «третью серию» ставили немного измененный двигатель ЗМЗ-21А, который развивал мощность 75 лошадиных сил. Рычажные амортизаторы заменили телескопическими, коробка передач осталась только механической, отделка салона осуществлялась новыми более долговечными материалами. Были и другие незначительные изменения. Выпуск двадцать первой волги продолжался до 15 июля 1970 года, последний автомобиль покинувший конвейер завода ГАЗ-21УС с улучшенным оформлением. Всего автомобилей «третьей серии» было выпущено около 447 тысяч, это была самая массовая версия седана ГАЗ-21 «Волга».

Модификации

ГАЗ-М-21

Базовая модель седана образца 1956 года с 3-ступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач.

ГАЗ-М-21А

ГАЗ-М-21А для службы такси. "Первая серия" образца 1957 года. На решетке радиатора присутствует звезда.Автомобиль для службы такси. Выпуск автомобилей: «Первая серия» с 1957 по 1958 год, «вторая серия» с 1959 по 1962.

ГАЗ-М-21АЮ

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21А.

ГАЗ-М-21Б

Автомобиль для службы такси образца 1957 года с «Победовским» нижнеклапанным двигателем.

ГАЗ-М-21В

Базовый седан ГАЗ-М-21В образца 1956 "первая серия" с механической коробкой передачБазовый седан образца 1956 года с механической коробкой передач и гидроприводом сцепления.

ГАЗ-М-21ВЮ

Тропический (Южный) вариант предыдущей модификации.

ГАЗ-М-21Г

Базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным «Победовским» двигателем.

ГАЗ-М-21ГЮ 

Тропическая модификация модели М-21Г

ГАЗ-М-21Д

Экспортный вариант ГАЗ-М-21Д "первой серии" образца 1957 годаЭкспортный вариант модели образца 1957 года с механической коробкой передач.

ГАЗ-М-21ДЮ

Тропический вариант предыдущей модификации

ГАЗ-М-21Е

Экспортный вариант модели образца 1957 года с автоматической гидромеханической коробкой переключения передач.

ГАЗ-М-21ЕЮ

Южный вариант предыдущей модификации.

ГАЗ-М-21И

"Вторая серия" автомобиля ГАЗ-М-21 "Волга". Вид сзади.Базовый седан «второй серии» образца 1959 года. Годы выпуска, включая переходную модель с 1958 по 1962.

ГАЗ-М-21К

Экспортный вариант «второй серии».

ГАЗ-М-21КЮ

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21К

ГАЗ-М-21КБ

Машинокомплект для экспорта в Бельгию образца 1959 года.

ГАЗ-М-21Л

Базовые седан «третьей серии» образца 1962 года.

ГАЗ-М-21М, ГАЗ-М-21МЮ

Экспортный вариант седана «третьей серии» образца 1962 года и его тропический вариант.

ГАЗ-21Н, ГАЗ-21НЮ

Место водителя и панель приборов экспортного седана ГАЗ-21Н с правым расположением рулевого колеса

Экспортный вариант «третьей серии» образца 1962 года с правым расположением рулевого колеса для стран с левосторонним движением и его тропический вариант.

ГАЗ-21П

Экспортная модификация 1965 года с правым рулём для стран с левосторонним движением.

ГАЗ-21ПЕ

Как и предыдущая модель, но с автоматической гидромеханической коробкой передач.

ГАЗ-21Р

Базовый седан, который выпускали с 1965 по 1970 год.

 ГАЗ-21Э

Базовый седан «третьей серии» с экранированным электрооборудованием. Годы выпуска 1965-1970.

ГАЗ-21С

Экспортный вариант модели 1965 года выпуска.

ГАЗ-21Т, ГАЗ-21ТС

Автомобили «третьей серии» для службы такси. Годы выпуска: 1962-1965 и 1965-1970 соответственно.

ГАЗ-21У 

Модификация «второй серии» с улучшенным оформлением. Годы выпуска 1959-1962.

ГАЗ-21УС

Седан "третьей серии" ГАЗ-21УС с улучшенным оформлением.Модификация «третьей серии» с улучшенным оформлением. Годы выпуска 1965-1970.

ГАЗ-21Ф

Опытный образец седана с форкамерным двигателем.

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 5
Габариты, мм
Длина 4810
Ширина 1800
Высота 1620
Колесная база 2700
Снаряженная масса, кг 1450
Грузоподъемность, кг 400
Двигатель
Модель ГАЗ-21Б (первые экземпляры до 1957 года), ЗМЗ-21, ЗМЗ-21А, ЗМЗ-21Е, ЗМЗ-21Д
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см3 2445
Мощность, л.с. 65, 70, 75, 80, 85 соответственно
Коробка передач Механическая, 3-ступенчатая либо автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 135 с экспортным двигателем ЗМЗ- 21Е/21Д
Расход топлива, л/100км
Смешанный 11-15