История создания
В середине 30-х годов автопроизводители стремились обеспечить армию компактным транспортом повышенной проходимости, но эксперименты с трёхосными автомобилями с колесной формулой 6х4 были бесперспективны. Для этих целей требовались полноприводные автомобили, к тому же в некоторых странах полноприводные серийные вездеходы принимались на вооружение. Одной из первых разработок стал полноприводный автомобиль ГАЗ-62 с колесной формулой 4х4, опытный экземпляр которого был выпущен в 1940 году.
ГАЗ-62 «Первый»
Первый опытный образец полноприводного автомобиля, выпущенный в 1940 году с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, объемом 3,48 литра и мощностью 76 лошадиных сил. На вид ГАЗ-62 был похож на ГАЗ-АА, ведь кабина у них была одинаковая, однако ГАЗ-62 имел более массивный капот и оригинальную решетку радиатора. Кроме того автомобиль обладал оригинальной раздаточной коробкой, рычаг управления которой имел 4 положения: первое положение включало только задний мост, второе оба моста, третье - нейтралка и четвертое - включение обоих мостов через демультипликатор с передаточным отношением 1.82:1.
Продолжая развивать автомобиль, специалисты автозавода «ГАЗ» заменили чугунную головку цилиндров алюминиевой, тем самым повысив мощность автомобиля с 76 до 85 лошадиных сил. Этот двигатель позволял автомобилю вести по шоссе 2 тонны груза со скоростью до 88 километров в час, а расход топлива составлял 25 литров по твердым дорогам и 60 литров на 100 километров бездорожья.
Во время испытаний, весной 1941 года, автомобили с полной нагрузкой с легкостью преодолели овраги, заполненные водой и густой грязью до 40 сантиметров глубиной, преодолевали скользкие склоны наклоном в 20 градусов и транспортировали артиллерию по пахоте.
Но продолжить дальнейшее развитие модели помешала Великая Отечественная Война, после окончания которой, конструкторы приступили к проектированию второго варианта ГАЗ-62
ГАЗ-62 «Второй»
Вторая модель ГАЗ-62 появилась в 1952 году, хотя ее разработки велись сразу же после войны. Этот автомобиль напоминал ГАЗ-69, который разрабатывался параллельно с ним. Габариты легкового варианта автомобиля были меньше чем у первого 62-го, но при этом он мог перевозить на борту 12 человек или груз весом 1,2 тонны.
ГАЗ-62 второй модификации оснащался все тем же 6-цилиндровый двигателем ГАЗ-11, объемом 3,48 литра и мощностью 76 лошадиных сил, при этом развивая скорость 85 км/ч при полной загрузке.
Для тех лет автомобиль был достаточно комфортабельным, в салоне присутствовал мощный отопитель, с функцией обдува лобового стекла. Плавность хода обеспечивали задние рессоры переменной жесткости с резиновыми подушками.
Зимой 52-53 года вездеход прошел заводские испытания, в ходе которых показал хорошие результаты, а позже прошел и армейские испытания на полигоне. Даже не смотря на то, что один из двух опытных образцов, в ходе полигонных испытаний был почти сразу разбит неопытным солдатом, автомобиль получил положительную оценку военных.
Существовала и грузовая модификация с Индексом «А». ГАЗ-62А отличался кузовом увеличенного объема и горизонтальным вместо вертикального расположением запасного колеса.
Показав себя положительно на всех испытаниях, по непонятным причинам вездеход так и не был запущен в серийное производство. А ему на смену пришел третий вариант.
ГАЗ-62 «Третий»
Третий вариант автомобиля, который был компактнее предыдущей модели, но все так же мог перевозить 12 человек либо 1.1 тонны груза. У автомобиля была интересная конструкция кабины, она обладала брезентовым верхом и съемными верхними боковинами дверей со стеклами и откидным лобовым стеклом. А для доступа к двигателю, кабина откидывалась вперед при помощи двух пружин. Благодаря такой конструкции кабины, ГАЗ-62 мог легко разместиться внутри вертолета и десантироваться на парашюте.
Двигатель на третий ГАЗ-62 ставился все тот же довоенный ГАЗ-11, но модернизированный, с системой форкамерно-факельного зажигания, созданной советскими изобретателями. Это хоть и позволило снизить расход топлива до среднего значения в 16 литров на 100 километров пути, его мощность так и осталась 85 лошадиных сил, при том же объеме 3,48л. Максимальная скорость автомобиля при движении по твердой поверхности составляла 80 км/ч.
Автомобиль мог преодолеть подъем в 32 градуса без прицепа при массе 2570 килограмм, а с прицепом 22 градуса.
Пройдя все испытания, автомобиль все же начали собирать на конвейере небольшими партиями, всего за 4 года с 59 по 62 год было выпущено 69 автомобилей. В 1962 году от данного автомобиля отказалась армия и его производство прекратили.
Кроме основной, "третьей" модели ГАЗ-62, в 1956 году был выпущен единственный экземпляр опытного вездехода с индексом "Б". ГАЗ-62Б, с колесной формулой 8х8. Он обладал грузоподъемностью 1200 килограмм, а его полная масса с грузом составляла 4167 килограмм. Автомобиль оснащался двигателем ГАЗ-12, мощностью 94,5 лошадиных сил и развивал максимальную скорость 80,2 км/ч.
Модификации
ГАЗ-62 «Первый»
Грузовой автомобиль, грузоподъемностью 2 тонны. Оснащался двигателем ГАЗ-11, объемом 3,48 литра и мощностью 76, а позднее 85 лошадиных сил.
ГАЗ-62 «Второй»
Десантный автомобиль способный перевозить 12 человек, либо 1200 килограмм груза. Так же оснащался двигателем ГАЗ-11
ГАЗ-62А
Грузовая модификация ГАЗ-62, с кузовом увеличенного объема и горизонтальным расположением запасного колеса.
ГАЗ-62 «Третий»
Бескапотный военный автомобиль, более компактный по габаритам и с брезентовой, складной крышей. В течение четырех лет была выпущена небольшая партия, в количестве 69 автомобилей.
ГАЗ-62Б
Опытный образец вездехода с колесной формулой 8х8. В серийном производстве не был, выпустили всего 1 экземпляр
ГАЗ-62П
Под таким индексом было выпущено два опытных автомобиля амфибии для нужд военных с водоизмещающим корпусом и винтовым приводом. Некое подобие современного вездехода Шаман.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Колесная формула | 4x4 |
Габариты, мм | |
Длина | 4850 |
Ширина | 2100 |
Высота | 2250 |
Колесная база | 2700 |
Клиренс | 285 |
Колея, мм | |
Передняя | 1700 |
Задняя | 1680 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 2570 |
Полная | 3670 |
Масса буксируемого прицепа | 1200 |
Грузоподъемность, кг | 1100 |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-62 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 6 |
Объем, см3 | 3480 |
Мощность, л.с. | 80 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая, c понижающей передачей и отключаемым передним мостом |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 16 (при скорости движения 40 км/ч) |
Объем топливного бака, л | 105 |