История создания
В феврале 1937 года Горьковский автомобильный завод приступил к проектированию нового грузового автомобиля грузоподъемностью 2.5 тонны с целью замены выпускавшейся в то время «Полуторки». Через год началось изготовление узлов и агрегатов, а в 1939 году уже готовый опытный образец успешно прошел дорожные испытания.
Первые опытные образцы комплектовали двигателем ГАЗ-11, в основе которого лежал 6-цилиндровый двигатель Dodge D5 мощностью 85 лошадиных сил. Именно поэтому опытные грузовики назывались ГАЗ-11-51. В 1941 году началась подготовка к его серийному выпуску, однако поставить автомобиль на конвейер помешала Великая Отечественная Война.
В самый разгар войны в 1943 году работы над грузовиком ГАЗ-51 возобновили. Специально для грузовика была спроектирована новая, более удобная кабина (основой для нее послужила кабина Studebaker US6), модернизирован двигатель и тормозная система, увеличен размер шин, грузоподъемность возросла до 2.5 тонн. После всех доработок от довоенного грузового автомобиля ГАЗ-51 осталось лишь название, а унификация с полноприводным грузовиком ГАЗ-63 который проектировали параллельно, составляла 80 процентов.
Сразу после окончания Великой Отечественной Войны, в июне 1945 года, было построено четыре опытных предсерийных грузовика ГАЗ-51, и началась подготовка к серийному производству. По опыту военного времени изготовление автомобилей началось быстрыми темпами. К концу 1945 года уже была выпущена установочная партия в 20 автомобилей, а в 1946 году, еще до завершения всех испытаний, Горьковский автозавод выпустил еще 3136 грузовиков. Грузовой автомобиль ГАЗ-51 получился удачным и предельно простым в конструкции.
За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространенным грузовым автомобилем в стране. Его постоянно подвергали доработкам и модернизации. Так со временем бензобак был в кабину, под сиденья, были установлены круглые циферблаты в приборной панели, улучшена система питания, кузов автомобиля получил откидные борта, был модернизирован ручной тормоз, а в кабине появился отопитель с возможностью обдува лобового стекла. И это и далеко не весь перечень изменений.
ГАЗ-51 производили без малого 31 год, за это время было выпущено 3 миллиона 480 тысяч автомобилей, включая всевозможные модификации. Стоит отметить, что ГАЗ-51 собирали не только в СССР, но и в других странах под собственными названиями. Так, например, в Польше ГАЗ-51 назывался Люблин-51 (GAZ Lublin-51), в Северной Корее Сынри-58 (Sungri-58 что в переводе означает "Победа-58), а в Китае Юцзинь NJ130 (Yuejin NJ130).
В 1975 году производство грузовиков ГАЗ-51 было прекращено.
Модификации
ГАЗ-51А, ГАЗ-51АУ
Модернизированный грузовик с кузовом увеличенного размера, откидными бортами и центральным тормозом барабанного типа. Он заменил ГАЗ-51 с 1955 до 1975 года. А для стран с умеренным климатом выпускался экспортный вариант под названием ГАЗ-51АУ.
ГАЗ-51В
Экспортная модификация с повышенной грузоподъёмностью до 3.5 тонн. Оснащалась двигателем ГАЗ-51В мощностью 78 лошадиных сил, шинами увеличенного размера 8,25-20" и задним мостом от ГАЗ-63. Выпускался серийно с 1957 по 1975 год.
ГАЗ-63
Полноприводный грузовик с колесной формулой 4х4 и грузоподъемностью 2 тонны, строился параллельно с ГАЗ-51, унификация составляла 80%
ГАЗ-93
Самосвал грузоподъемностью 2250 килограмм, построенный на укороченном шасси ГАЗ-51. Выпускался Одесским автосборочным заводом (ОдАЗ) с 1948 по 1955 год.
ГАЗ-93А, ГАЗ-51АТ, ГАЗ-51АЭ
Строительный самосвал на укороченном шасси ГАЗ-51А, производился с 1955 по 1975 год, Его экспортные модификации ГАЗ-93АЭ для стран с умеренным климатом и ГАЗ-93АТ для тропического климата выпускались на шасси ГАЗ-51ДУ и ГАЗ-51ДЮ соответственно, с 1958 по 1966 год.
ГАЗ-51Н и ГАЗ-51НУ
Модификация автомобиля для армии с решётчатым кузовом от ГАЗ-63 с сиденьями вдоль бортов и дополнительным топливным баком объемом 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 год. А с 1949 по 1975 год выпускался экспортный вариант армейского грузовика для стран с умеренным климатом, автомобиль получил название ГАЗ-51НУ
ГАЗ-51У
Экспортная модификация ГАЗ-51 для стран с умеренным климатом, серийно выпускался с 1949 по 1955 год.
ГАЗ-51Б
Газобаллонная модификация на сжатом природном или коксовом газе. Грузовик выпускался небольшими партиями на базе ГАЗ-51 и ГАЗ-51А с 1949 по 1960 год.
ГАЗ-51Ж и ГАЗ-51ЖУ
Еще одна газобаллонная модификация, но на сжиженном нефтяном газе, с нарощенными бортами для легких грузов. Выпускалась небольшими партиями с 1954 по 1959 год. А для стран с умеренным климатом выпускалась экспортная модификация ГАЗ-51ЖУ
ГАЗ-51Ф
Модифицированный грузовик с двигателем, оснащенным форкамерно-факельным зажиганием, мощностью 80 лошадиных сил. Был выпущен малой партией в 1955 году.
ГАЗ-51Ю
Еще одна экспортная модификация, для стран с тропическим климатом, выпускался с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-51С и ГАЗ-51СЭ
Модифицированный ГАЗ-51, оснащался дополнительным топливным баком объемом 105 литров. Так же существовала модификация ГАЗ-51СЭ с экранированным электрооборудованием. Выпускались данные модели параллельно с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-51Р и ГАЗ-51РУ
Модификация под грузопассажирское такси, по бортам которого имелись откидные скамейки, а задний борт оснащался дверью и лестницей. Серийно выпускался с 1956 по 1975 год. А для стран с умеренным климатом существовала модификация ГАЗ-51РУ.
ГАЗ-51П , ГАЗ51ПУ, ГАЗ-51ПЮ
Седельный тягач ГАЗ-51П и его экспортные модификации для стран с умеренным климатом ГАЗ-51ПУ и тропическим климатом ГАЗ-51ПЮ серийно выпускались с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-51Д, ГАЗ-51ДУ, ГАЗ-51ДЮ
Специальная модификация с укороченной рамой для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500, выпускавшихся на САЗе. Так же существовали экспортные модификации ГАЗ-51ДУ для стран с умеренным климатом и ГАЗ-51ДЮ для стран с тропическим климатом. Серийно выпускались с 1958 по 1975 год.
ГЗА-651, ПАЗ-651, ПАЗ-651А, КАвЗ-651А
Капотный автобус построенный на шасси ГАЗ51 и ГАЗ-51А, обладал дерево-металлическим кузовом с тремя дверьми. Автобус рассчитан на 19 посадочных мест, а общее число пассажиров составляло 23. Автобус ГЗА-651 выпускался на Горьковском заводе автобусов в 1949 году, на Павловском автобусном заводе значился как ПАЗ-651 и ПАЗ-651А (выпускался с 1950 по 1958 год), на Курганском автобусном заводе под названием КАвЗ-651А (с 1958 по 1973 год).
ГЗА-653, ПАЗ-653
Санитарный автомобиль для перевозки в специальном кузове 4-х больных на носилках или 13 сидячих пассажиров. Автомобиль выпускали на Горьковском заводе автобусов под маркой ГЗА-653, а на Павловском автобусном заводе автомобиль был известен под маркой ПАЗ-653.
АС-3
Санитарный автомобиль, построенный на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63, он мог перевозить 7 лежачих больных на носилках и 2 сидячих или четырёх лежачих и 6 сидячих или 14 только сидячих больных.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 2 |
Габариты, мм | |
Длина | 5715 |
Ширина | 2280 |
Высота | 2130 |
Колесная база | 3300 |
Клиренс | 245 |
Колея, мм | |
Передняя | 1589 |
Задняя | 1650 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 2710 |
Полная | 5150 |
Грузоподъемность, кг | 2500 |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-51 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 6 |
Объем, см3 | 3485 |
Мощность, л.с. | 70 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Объем топливного бака, л | 90 |