ГАЗ-51

Советский грузовой автомобиль ГАЗ-51 - история, характеристики, фото и видео
  • Годы производства: с 1946 по 1975 год
  • Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
  • История создания
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Опытный грузовик ГАЗ-11-51 образца 1939 года

В феврале 1937 года Горьковский автомобильный завод приступил к проектированию нового грузового автомобиля грузоподъемностью 2.5 тонны с целью замены выпускавшейся в то время «Полуторки». Через год началось изготовление узлов и агрегатов, а в 1939 году уже готовый опытный образец успешно прошел дорожные испытания.

Первые опытные образцы комплектовали двигателем ГАЗ-11, в основе которого лежал 6-цилиндровый двигатель Dodge D5 мощностью 85 лошадиных сил. Именно поэтому опытные грузовики назывались ГАЗ-11-51. В 1941 году началась подготовка к его серийному выпуску, однако поставить автомобиль на конвейер помешала Великая Отечественная Война.

Опытный образец ГАЗ-51 вид спереди

В самый разгар войны в 1943 году работы над грузовиком ГАЗ-51 возобновили. Специально для грузовика была спроектирована новая, более удобная кабина (основой для нее послужила кабина Studebaker US6), модернизирован двигатель и тормозная система, увеличен размер шин, грузоподъемность возросла до 2.5 тонн. После всех доработок от довоенного грузового автомобиля ГАЗ-51 осталось лишь название, а унификация с полноприводным грузовиком ГАЗ-63 который проектировали параллельно, составляла 80 процентов.

Сразу после окончания Великой Отечественной Войны, в июне 1945 года, было построено четыре опытных предсерийных грузовика ГАЗ-51, и началась подготовка к серийному производству. По опыту военного времени изготовление автомобилей началось быстрыми темпами. К концу 1945 года уже была выпущена установочная партия в 20 автомобилей, а в 1946 году, еще до завершения всех испытаний, Горьковский автозавод выпустил еще 3136 грузовиков. Грузовой автомобиль ГАЗ-51 получился удачным и предельно простым в конструкции.

Салон грузовика ГАЗ-51

За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространенным грузовым автомобилем в стране. Его постоянно подвергали доработкам и модернизации. Так со временем бензобак был в кабину, под сиденья, были установлены круглые циферблаты в приборной панели, улучшена система питания, кузов автомобиля получил откидные борта, был модернизирован ручной тормоз, а в кабине появился отопитель с возможностью обдува лобового стекла. И это и далеко не весь перечень изменений.

ГАЗ-51 производили без малого 31 год, за это время было выпущено 3 миллиона 480 тысяч автомобилей, включая всевозможные модификации. Стоит отметить, что ГАЗ-51 собирали не только в СССР, но и в других странах под собственными названиями. Так, например, в Польше ГАЗ-51 назывался Люблин-51 (GAZ Lublin-51), в Северной Корее Сынри-58 (Sungri-58 что в переводе означает "Победа-58), а в Китае Юцзинь NJ130 (Yuejin NJ130).

В 1975 году производство грузовиков ГАЗ-51 было прекращено.
 

Модификации

ГАЗ-51А, ГАЗ-51АУ

ГАЗ-51А выпускался с 1955 по 1975 годМодернизированный грузовик с кузовом увеличенного размера, откидными бортами и центральным тормозом барабанного типа. Он заменил ГАЗ-51 с 1955 до 1975 года. А для стран с умеренным климатом выпускался экспортный вариант под названием ГАЗ-51АУ.

ГАЗ-51В

ГАЗ-51В экспортныйЭкспортная модификация с повышенной грузоподъёмностью до 3.5 тонн. Оснащалась двигателем ГАЗ-51В мощностью 78 лошадиных сил, шинами увеличенного размера 8,25-20" и задним мостом от ГАЗ-63. Выпускался серийно с 1957 по 1975 год.

ГАЗ-63

Полноприводный ГАЗ-63Полноприводный грузовик с колесной формулой 4х4 и грузоподъемностью 2 тонны, строился параллельно с ГАЗ-51, унификация составляла 80%

ГАЗ-93

Самосвал ГАЗ-93Самосвал грузоподъемностью 2250 килограмм, построенный на укороченном шасси ГАЗ-51. Выпускался Одесским автосборочным заводом (ОдАЗ) с 1948 по 1955 год.

ГАЗ-93А, ГАЗ-51АТ, ГАЗ-51АЭ

Строительный самосвал ГАЗ-93АСтроительный самосвал на укороченном шасси ГАЗ-51А, производился с 1955 по 1975 год, Его экспортные модификации ГАЗ-93АЭ для стран с умеренным климатом и ГАЗ-93АТ для тропического климата выпускались на шасси ГАЗ-51ДУ и ГАЗ-51ДЮ соответственно, с 1958 по 1966 год.

ГАЗ-51Н и ГАЗ-51НУ

Военный автомобиль ГАЗ-51, модификация для армии с решетчатым кузовомМодификация автомобиля для армии с решётчатым кузовом от ГАЗ-63 с сиденьями вдоль бортов и дополнительным топливным баком объемом 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 год. А с 1949 по 1975 год выпускался экспортный вариант армейского грузовика для стран с умеренным климатом, автомобиль получил название ГАЗ-51НУ

ГАЗ-51У

ГАЗ-51У экспортный, для стран с умеренным климатомЭкспортная модификация ГАЗ-51 для стран с умеренным климатом, серийно выпускался с 1949 по 1955 год.

ГАЗ-51Б

Газобаллонная модификация ГАЗ-51БГазобаллонная модификация на сжатом природном или коксовом газе. Грузовик выпускался небольшими партиями на базе ГАЗ-51 и ГАЗ-51А с 1949 по 1960 год.

ГАЗ-51Ж и ГАЗ-51ЖУ

модификация  ГАЗ-51Ж на нефтяном сжиженном газеЕще одна газобаллонная модификация, но на сжиженном нефтяном газе, с нарощенными бортами для легких грузов. Выпускалась небольшими партиями с 1954 по 1959 год. А для стран с умеренным климатом выпускалась экспортная модификация ГАЗ-51ЖУ

ГАЗ-51Ф

ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием, мощностью 80 л.с.Модифицированный грузовик с двигателем, оснащенным форкамерно-факельным зажиганием, мощностью 80 лошадиных сил. Был выпущен малой партией в 1955 году.

ГАЗ-51Ю

Экспортный ГАЗ-51Ю для стран с тропическим климатомЕще одна экспортная модификация, для стран с тропическим климатом, выпускался с 1956 по 1975 год.

ГАЗ-51С и ГАЗ-51СЭ

ГАЗ-51СМодифицированный ГАЗ-51, оснащался дополнительным топливным баком объемом 105 литров. Так же существовала модификация ГАЗ-51СЭ с экранированным электрооборудованием. Выпускались данные модели параллельно с 1956 по 1975 год.

ГАЗ-51Р и ГАЗ-51РУ

Грузопассажирское такси ГАЗ-51РМодификация под грузопассажирское такси, по бортам которого имелись откидные скамейки, а задний борт оснащался дверью и лестницей. Серийно выпускался с 1956 по 1975 год. А для стран с умеренным климатом существовала модификация ГАЗ-51РУ.

ГАЗ-51Т

Грузовое такси ГАЗ-51ТГрузовое такси на базе ГАЗ-51. Серийно выпускался с 1956 по 1975 год.

ГАЗ-51П , ГАЗ51ПУ, ГАЗ-51ПЮ 

Седельный тягач ГАЗ-51ПСедельный тягач ГАЗ-51П и его экспортные модификации для стран с умеренным климатом ГАЗ-51ПУ и тропическим климатом ГАЗ-51ПЮ серийно выпускались с 1956 по 1975 год.

ГАЗ-51Д, ГАЗ-51ДУ, ГАЗ-51ДЮ

ГАЗ-51ДСпециальная модификация с укороченной рамой для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500, выпускавшихся на САЗе. Так же существовали экспортные модификации ГАЗ-51ДУ для стран с умеренным климатом и ГАЗ-51ДЮ для стран с тропическим климатом. Серийно выпускались с 1958 по 1975 год.

ГАЗ-41

Опытный полугусеничный грузовой автомобиль ГАЗ-41Опытный полугусеничный автомобиль, был построен в 1950 году как модификация ГАЗ-51.

ГЗА-651, ПАЗ-651, ПАЗ-651А, КАвЗ-651А

Капотный автобус ПАЗ-651 Капотный автобус построенный на шасси ГАЗ51 и ГАЗ-51А, обладал дерево-металлическим кузовом с тремя дверьми. Автобус рассчитан на 19 посадочных мест, а общее число пассажиров составляло 23. Автобус ГЗА-651 выпускался на Горьковском заводе автобусов в 1949 году, на Павловском автобусном заводе значился как ПАЗ-651 и ПАЗ-651А (выпускался с 1950 по 1958 год), на Курганском автобусном заводе под названием КАвЗ-651А (с 1958 по 1973 год).

ГЗА-653, ПАЗ-653

Санитарный автомобиль ГЗА-653Санитарный автомобиль для перевозки в специальном кузове 4-х больных на носилках или 13 сидячих пассажиров. Автомобиль выпускали на Горьковском заводе автобусов под маркой ГЗА-653, а на Павловском автобусном заводе автомобиль был известен под маркой ПАЗ-653.

АС-3

Санитарный автомобиль АС-3Санитарный автомобиль, построенный на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63, он мог перевозить 7 лежачих больных на носилках и 2 сидячих или четырёх лежачих и 6 сидячих или 14 только сидячих больных.

 

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 2
Габариты, мм
Длина 5715
Ширина 2280
Высота 2130
Колесная база 3300
Клиренс 245
Колея, мм
Передняя 1589
Задняя 1650
Масса, кг
Снаряженная 2710
Полная 5150
Грузоподъемность, кг 2500
Двигатель
Модель ГАЗ-51
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 6
Объем, см3 3485
Мощность, л.с. 70
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 70
Объем топливного бака, л 90