История создания
В 1938 году Горьковский автомобильный завод приступил к проектированию целого семейства легковых автомобилей повышенной проходимости. Основой для семейства ГАЗ-61 послужил опытный трехосный автомобиль ГАЗ-М-21.
Первый опытный образец с открытым кузовом типа фаэтон появился в 1941 году. Это был автомобиль ГАЗ-11-40, который доработали и поставили на шасси ГАЗ-61. Этот автомобиль, который получил индекс ГАЗ-61-40, по непонятным причинам не был запущен в серийное производство, вместо него в этом же году в серийное производство запустили модель ГАЗ-61-73 с цельнометаллическим закрытым кузовом типа седан. Это был первый в мире комфортабельный полноприводный внедорожник с закрытым кузовом!
Грузоподъемность полноприводного автомобиля ГАЗ-61-73 составляла пол тонны, а его салон был рассчитан на 5 человек. В качестве силового агрегата на автомобили ГАЗ-61-73 установили рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-11 объемом 3480 см3 и мощностью 85 лошадиных сил. Совместно с двигателем была установлена механическая 4-ступенчатая коробка передач с одноступенчатой раздаточной коробкой.
ГАЗ-61-73 активно использовался во время Великой Отечественной войны в качестве штабного автомобиля и получил высокую оценку за скорость, неприхотливость и надежность. Совместно с седаном серийно выпускали артиллерийские тягачи семейства ГАЗ-61, которые получили индекс ГАЗ-61-417.
Кабина артиллерийского тягача ГАЗ-61-417 была без верха и дверей, на него с завода устанавливали 57-миллиметровые противотанковые пушки. В семейство ГАЗ-61 входили и другие автомобили, но серийно их не выпускали, они так и остались опытными моделями.
Модификации
ГАЗ-61-40
Опытный образец полноприводного автомобиля с пятиместным кузовом типа фаэтон и 6-цилиндровым двигателем был выпущен в 1941 году. Изначально именовался как ГАЗ-11-40, но после постановки на шасси ГАЗ-61 получил название ГАЗ-61-40. Всего было выпущено 6 экземпляров данного автомобиля
ГАЗ-61-73
Полноприводный автомобиль с цельнометаллическим пятиместным кузовом типа седан, выпускался с 1941 по 1945 год. Всего было выпущено 194 экземпляра автомобилей. Использовался как штабной автомобиль для командного состава во время войны.
ГАЗ-61-415
Полноприводный пикап на шасси ГАЗ-61 был выпущен в 1940 году. В серийное производство так и не пошел, было выпущено всего два экземпляра.
ГАЗ-61-417
Легкий, полноприводный артиллерийский тягач ГАЗ-61-417, который выпускался с 1941. Автомобиль не имел крыши и дверей и с завода комплектовался 57-миллиметровыми противотанковыми пушками. В 1942 году производство тягачей свернули, из-за недостатка кузовных деталей и 6-цилиндровых двигателей, выпустив всего 36 автомобилей.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, полноприводная |
Колесная формула | 4x4 |
Количество мест | 5 |
Габариты, мм | |
Длина | 4800 |
Ширина | 1770 |
Высота | 2080 |
Колесная база | 2845 |
Клиренс | 210 |
Колея передняя и задняя, мм | 1440 |
Снаряженная масса, кг | 1540 (ГАЗ-61-40), 1650 (ГАЗ-61-73) |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-11 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 6 |
Объем, см3 | 3480 |
Мощность, л.с. | 85 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 1-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 17 |
Объем топливного бака, л | 60 |