История создания
В январе 1941 года Нарком тяжелого машиностроения распорядился построить советский внедорожник строго оговоренных размеров и грузоподъемности. За разработку принялось сразу два автозавода – «ГАЗ» и «НАТИ». Один из опытных образцов НАТИ-АР выпущенный «НАТИ» оказался более удачным, но в то же время более сложным в изготовлении, что в условиях военного времени было неприемлемо. В итоге был принят более простой вариант внедорожника, который продемонстрировали специалисты Горьковского автозавода.
В 1941 году специально для нужд Советской армии Горьковский автомобильный завод начал выпуск полноприводных внедорожников с открытым кузовом. Разработка автомобиля происходила в рекордно короткие сроки под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва, всего за 51 день с 3 февраля по 25 марта 1941 года, этого удалось добиться благодаря широкой унификации с уже существующими моделями, такими как ГАЗ-ММ, ГАЗ-М1 и ГАЗ-61. В апреле того же года ГАЗ-64 успешно прошел испытания на полигоне ГБТУ РККА, а до конца 1941 года автозавод уже выпустил 601 автомобиль.
Внедорожник ГАЗ-64 красноармейцы прозвали «козлом» за его способность отменно прыгать на кочках. Это же прозвище получили и последующие модели внедорожников, такие как ГАЗ-67 и ГАЗ-69.
ГАЗ-64 выпускали до 1943 года, после чего его на конвейере сменил модернизированный внедорожник ГАЗ-67 с увеличенной колесной базой. Почти за 3 года производства было выпущено 672 автомобиля ГАЗ-64, большую часть из которых выпустили в 1941 году, в 1942 году выпустили 67 внедорожников, а в 1943 только 3 автомобиля. ГАЗ-64 использовался не только как командирский автомобиль, но и как артиллерийский тягач и даже как бронеавтомобиль. На его шасси с 1942 по 1945 год было выпущено 9110 экземпляров бронеавтомобилей БА-64 различных модификаций.
Дизайн и конструкция
ГАЗ-64 построили на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-61 с укороченной на 755 миллиметров базой. Кроме шасси от автомобиля ГАЗ-61 от него же внедорожник ГАЗ-64 получил рулевой механизм, тормоза, раздаточную коробку, доработанный передний мост, задние рессоры и колесные диски, а более короткое шасси позволило отказаться от промежуточного карданного вала. Шины размерностью 7,00-16" позаимствовали у автомобиля ГАЗ-М1.
В качестве силового агрегата на ГАЗ-64 был установлен двигатель от грузовика ГАЗ-ММ (модернизированный вариант «Полуторки»). Этот рядный бензиновый 4-цилиндровый двигатель объемом 3285 см3, развивал мощность 50 лошадиных сил. Коробка передач так же досталась от «Полуторки» но в доработанном под новый кузов виде.
Автомобиль получил открытый четырехместный кузов с раздельными передними сиденьями. Для того чтобы быстро покинуть автомобиль от дверей отказались, вместо них были вырезы. Заднее сиденье сплошное, а для большей вместимости на полках задних крыльев можно было посадить еще 2 человека. В задней части автомобиля размещалось стрелковое орудие, боеприпасы и рация. Для защиты от непогоды кузов можно было накрыть брезентовым тентом, который не имел боковин и придерживался только одной дугой. Для того чтобы не издавать блики от солнца вверх ветровое стекло могло откидываться вперед и закрепляться в горизонтальном положении.
Модификации
Бронеавтомобиль БА-64
Легкий бронеавтомобиль Советской армии времен Великой Отечественной войны и использовался в качестве разведывательного автомобиля и для поддержки пехоты. Выпускался на шасси ГАЗ-64 с 1942 по 1945 год, за это время было построено 9110 экземпляров броневиков различных модификаций.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, полноприводная |
Колесная формула | 4x4 |
Количество мест | 4+2 |
Габариты, мм | |
Длина | 3305 |
Ширина | 1530 |
Высота | 1690 |
Колесная база | 2100 |
Снаряженная масса, кг | 1200 |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-ММ |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 3285 |
Мощность, л.с. | 50 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |