ГАЗ-64 «Козлик»

Армейский внедорожник ГАЗ-64 - история, характеристики, фото и видео
  • Годы производства: с 1941 по 1943 год
  • Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
  • Выпущено автомобилей: 672
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В январе 1941 года Нарком тяжелого машиностроения распорядился построить советский внедорожник строго оговоренных размеров и грузоподъемности. За разработку принялось сразу два автозавода – «ГАЗ» и «НАТИ». Один из опытных образцов НАТИ-АР выпущенный «НАТИ» оказался более удачным, но в то же время более сложным в изготовлении, что в условиях военного времени было неприемлемо. В итоге был принят более простой вариант внедорожника, который продемонстрировали специалисты Горьковского автозавода.

Внедорожник ГАЗ-64 для Советской армии

В 1941 году специально для нужд Советской армии Горьковский автомобильный завод начал выпуск полноприводных внедорожников с открытым кузовом. Разработка автомобиля происходила в рекордно короткие сроки под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва, всего за 51 день с 3 февраля по 25 марта 1941 года, этого удалось добиться благодаря широкой унификации с уже существующими моделями, такими как ГАЗ-ММ, ГАЗ-М1 и ГАЗ-61. В апреле того же года ГАЗ-64 успешно прошел испытания на полигоне ГБТУ РККА, а до конца 1941 года автозавод уже выпустил 601 автомобиль.

Внедорожник ГАЗ-64 красноармейцы прозвали «козлом» за его способность отменно прыгать на кочках. Это же прозвище получили и последующие модели внедорожников, такие как ГАЗ-67 и ГАЗ-69.

ГАЗ-64 выпускали до 1943 года, после чего его на конвейере сменил модернизированный внедорожник ГАЗ-67 с увеличенной колесной базой. Почти за 3 года производства было выпущено 672 автомобиля ГАЗ-64, большую часть из которых выпустили в 1941 году, в 1942 году выпустили 67 внедорожников, а в 1943 только 3 автомобиля. ГАЗ-64 использовался не только как командирский автомобиль, но и как артиллерийский тягач и даже как бронеавтомобиль. На его шасси с 1942 по 1945 год было выпущено 9110 экземпляров бронеавтомобилей БА-64 различных модификаций.

Дизайн и конструкция

ГАЗ-64 построили на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-61 с укороченной на 755 миллиметров базой. Кроме шасси от автомобиля ГАЗ-61 от него же внедорожник ГАЗ-64 получил рулевой механизм, тормоза, раздаточную коробку, доработанный передний мост, задние рессоры и колесные диски, а более короткое шасси позволило отказаться от промежуточного карданного вала. Шины размерностью 7,00-16" позаимствовали у автомобиля ГАЗ-М1.

Лобовое стекло ГАЗ-64 откидывается вперед и закрепляется в горизонтальном положении

В качестве силового агрегата на ГАЗ-64 был установлен двигатель от грузовика ГАЗ-ММ (модернизированный вариант «Полуторки»). Этот рядный бензиновый 4-цилиндровый двигатель объемом 3285 см3, развивал мощность 50 лошадиных сил. Коробка передач так же досталась от «Полуторки» но в доработанном под новый кузов виде.

Автомобиль получил открытый четырехместный кузов с раздельными передними сиденьями. Для того чтобы быстро покинуть автомобиль от дверей отказались, вместо них были вырезы. Заднее сиденье сплошное, а для большей вместимости на полках задних крыльев можно было посадить еще 2 человека. В задней части автомобиля размещалось стрелковое орудие, боеприпасы и рация. Для защиты от непогоды кузов можно было накрыть брезентовым тентом, который не имел боковин и придерживался только одной дугой. Для того чтобы не издавать блики от солнца вверх ветровое стекло могло откидываться вперед и закрепляться в горизонтальном положении. 

Модификации

Артиллерийский тягач

Артиллерийский тягач ГАЗ-64Артиллерийский тягач на шасси ГАЗ-64

Бронеавтомобиль БА-64 

Бронеавтомобиль БА-64 построенный на шаси внедорожника ГАЗ-64Легкий бронеавтомобиль Советской армии времен Великой Отечественной войны и использовался в качестве разведывательного автомобиля и для поддержки пехоты. Выпускался на шасси ГАЗ-64 с 1942 по 1945 год, за это время было построено 9110 экземпляров броневиков различных модификаций.

 ГАЗ-64 с авиадесантной пушкой

Автомобиль ГАЗ-64 с 37-мм авиадесантной пушкой ЧКВнедорожник, оборудованный 37-миллиметровой авиадесантной пушкой ЧК-М1. Эти пушки были разработаны в 1944 году и в этом же году их устанавливали на внедорожники ГАЗ-64.

Фотографии

ГАЗ-64 армейский внедорожник времен Великой Отечественной ВойныГАЗ-64 "Козлик"Бронеавтомобиль БА-64 на шасси ГАЗ-64, вид сзади с открытой дверью

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, полноприводная
Колесная формула 4x4
Количество мест 4+2
Габариты, мм
Длина 3305
Ширина 1530
Высота 1690
Колесная база 2100
Снаряженная масса, кг 1200
Двигатель
Модель ГАЗ-ММ
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см3 3285
Мощность, л.с. 50
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 100