История создания
Первые опытные образцы универсала, который впоследствии получил индекс ГАЗ-22 «Волга», появились еще в середине 50-х годов. Универсал существенно отличался от седана, после средней стойки у него были уже собственные кузовные панели, хотя они и изготавливались из штатных боковин седана ГАЗ-21, у которых вручную отрезали заднюю верхнюю часть, а на ее место присоединяли отдельно отштампованную деталь. В остальном кузов и агрегаты ГАЗ-22 были точно такими же, как у «Двадцать первой Волги» третьей серии (ГАЗ-21Р и ГАЗ-21УС) выпуска 1065-1970 года.
Первый серийный универсал ГАЗ-22 «Волга» покинул ворота автозавода «ГАЗ» в 1962 году, а в 1965 году автомобиль подвергся модернизации, после чего стал именоваться как ГАЗ-22В. Позднее завод выпустил экспортный вариант универсал с улучшенным оформлением под индексом ГАЗ-22Г, эта модификация подобно седану ГАЗ-21М отличалась повышенным хромированием отдельных элементов кузова.
Купить автомобиль ГАЗ-22 в личное пользование было нельзя, за редким исключением, этим исключением был артист Юрий Никулин, которому продали универсал для перевозки циркового снаряжения. Все остальные автомобили ГАЗ-22 «Волга» распределялись между государственными организациями: в таксопарки, торговые организации, в службы скорой медицинской помощи и в качестве штабного автомобиля для пожарной службы. Автомобили ГАЗ-22 в роли такси перевозили пассажиров с габаритным багажом. Медицинская модификация ГАЗ-22Б имела крепления для носилок в кузове и минимальное медицинское оборудование, салон был отапливаемым, с хорошим освещением и был отделен от места водителя перегородкой.
В 1970 году универсал ГАЗ-22 «Волга» был снят с производства, ему на смену пришел уже массовый универсал на базе «двадцать четвертой Волги».
Дизайн и конструкция
По сравнению с седаном универсал ГАЗ-22 получился достаточно вместительным, с высоким потолком, при сложенных задних сиденьях получалась ровная площадка для груза. Задняя дверь состояла из двух половин, верхняя часть со стеклом открывалась вверх, а нижняя часть откидывалась вниз, образуя ровную поверхность одной высоты с багажником.
Еще одним отличием от седана стали более жесткие рессоры, а так же шины большей грузоподъемности. Это позволило перевозить грузы весом до 180 килограмм с пятью пассажирами на борту, либо двух пассажиров и 400 килограмм груза.
Универсалы ГАЗ-22 комплектовали точно таким же двигателем, как и седан, для автомобилей которые оставались внутри страны устанавливали двигатель ЗМЗ21/21А объемом 2445 см3 и мощностью 75 лошадиных сил, а экспортные модели комплектовали двигателем ЗМЗ-21Д/Е с увеличенной до 85 лошадиных сил мощностью. А вот автоматическую коробку передач на универсал не устанавливали, на него ставили исключительно 3-ступенчатую механическую.
Модификации
ГАЗ-М-22
Базовый универсал образца 1962-1964 годов.
ГАЗ-М-22БК, ГАЗ-М-22БКЮ
Санитарный автомобиль ГАЗ-М-22БК образца 1962-1964 годов, оснащенный двигателем мощностью 85 лошадиных сил и его тропический (южный) вариант ГАЗ-М-22-БКЮ.
ГАЗ-М-22БМ, ГАЗ-М-22БМЮ
Экспортная модификация санитарного автомобиля образца 1962 - 1964 годов под индексом ГАЗ-М-22БМ с двигателем мощностью 85 л.с. и её тропический (южный) вариант ГАЗ-М-22БМЮ.
ГАЗ-М-22Г, ГАЗ-М-22ГЮ
Экспортный универсал с улучшенным оформлением образца 1962 - 1969 годов и его тропический вариант ГАЗ-М-22ГЮ образца 1962-1965 годов.
ГАЗ-22Д
Модернизированный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов.
ГАЗ-22Е, ГАЗ-22ЕЮ
Экспортный модернизированный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.
ГАЗ-М-22К, ГАЗ-М-22КЭ
Экспортный универсал с двигателем мощностью 75 л.с., который выпускали в 1962-1964 годах, получил индекс ГАЗ-М-22К, а его модификация с экранированным электрооборудованием называлась ГАЗ-М-22КЭ.
ГАЗ-22М, ГАЗ-22МЮ
Модернизированный экспортный универсал образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.
ГАЗ-22МБ, ГАЗ-22МБЮ
Экспортный санитарный автомобиль образца 1965-1970 годов и его тропический вариант.
ГАЗ-22Н, ГАЗ-22НЮ
Модернизированный экспортный универсал образца 1965-1970 годов с правым расположением рулевого колеса и его тропический вариант.
ГАЗ-22НЕ
Еще один экземпляр экспортного санитарного автомобиля, но с правым расположением рулевого колеса.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 5 |
Габариты, мм | |
Длина | 4810 |
Ширина | 1800 |
Высота | 1610 |
Колесная база | 2700 |
Клиренс | 190 |
Колея, мм | |
Передняя | 1410 |
Задняя | 1420 |
Полная масса, кг | 1505 |
Грузоподъемность, кг | 2 человека и 400 килограмм |
Двигатель | |
Модель | ЗМЗ-21, ЗМЗ-21А, ЗМЗ-21Е, ЗМЗ-21Д |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 2445 |
Мощность, л.с. | 70, 75, 80, 85 соответственно |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 115 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 13-16 |
Объем топливного бака, л | 55 |