История создания
Разработкой советского джипа ГАЗ-69 занялись практически сразу (через 2 года) после начала серийного производства внедорожника ГАЗ-67Б в 1946 году. Первые опытные образцы, которые выпустили в 1948 году, носили название «Труженик», однако это имя не прижилось, а внедорожник, как и его предшественников в народе нарекли «козлом».
Серийный выпуск внедорожников ГАЗ-69 был начат в конце августа 1953 года на автозаводе «ГАЗ», где его выпускали в двух модификациях – с 2-дверным 8-местным кузовом (ГАЗ-69) и 4-дверным 5-местным кузовом (ГАЗ-69А). С 1954 года к производству внедорожников подключился Ульяновский автомобильный завод, в то время носивший название «УльЗИС».
Оба автозавода продолжали выпуск автомобилей ГАЗ-69 до 1956 года, а после производство полностью перенесли в Ульяновск. С этого момента автозавод «УАЗ» (именно с 1956 года «УльЗИС» был переименован) стал единственным заводом Советского Союза, который выпускал внедорожники ГАЗ-69, причем из узлов собственного производства.
ГАЗ-69 выпускали до 1972 года, за это время было выпущено свыше 600 тысяч автомобилей различных модификаций, его экспортировали в различные страны мира и даже производили по переданной технической документации на массовое производство в таких странах как Северная Корея и Румыния. Не лишним будет отметить что в Румынии ГАЗ-69 производили до 1975 года, даже после того как его полностью прекратил Советский Союз.
Дизайн и конструкция
ГАЗ-69 получил самые современные на тот момент узлы и агрегаты от таких автомобилей как ГАЗ-51 и ГАЗ-М20 «Победа», открытый кузов со съемным тентом на съемном металлическом каркасе и съемными верхними брезентовыми боковинами дверей на металлических дугах. При снятом тенте ветровое стекло можно было полностью откинуть на капот и зафиксировать крюками.
Для обогрева салона внедорожника ГАЗ-69 в холодное время года был установлен салонный отопитель, который при помощи электрический вентилятора подавал теплый воздух, но только на лобовое стекло. Для того чтобы теплый воздух поступал еще и в ноги необходимо было открыть расположенный за капотом воздухозаборник через который при движении автомобиля тепло от двигателя поступало в салон.
Под капотом автомобиля ГАЗ-69 располагался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель объемом 2120 см3 и мощностью 55 лошадиных сил, на левой стороне которого монтировался котел предпускового подогрева. Для облегчения процесса пуска двигателя в холодное время года в жаровую трубу котла вставлялась работающая паяльная лампа. Совместно с двигателем устанавливалась механическая 3-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Рычага переключения передач расположили на полу. Двигатель ГАЗ-69 работал на 66-ом бензине и был способен разогнать внедорожник до 90 км/ч.
Модификации
ГАЗ-69
Внедорожник с двухдверным кузовом рассчитанный на 8 человек. Пассажирский отсек снабжен двумя деревянными скамейками. Данная модель оснащалась дополнительным топливным баком на 27 литров, а на заднем бампере было установлено устройство для буксировки прицепа или пушки.
ГАЗ-69А
Высота данной модификации автомобиля несколько ниже предыдущей – 1920 вместо 2030 миллиметров. 4-дверный кузов автомобиля ГАЗ-69А был рассчитан на 5 пассажиров – передние сиденья, как и у модели ГАЗ-69 раздельные, а сзади вместо двух продольных скамеек был оборудован мягким сплошным диваном на 3 пассажира. Брезентовый тент не снимался, а откидывался назад. Автомобиль был оборудован только одним топливным баком объемом 60 литров.
ГАЗ-69 «Шмель»
Редкая модификация - противотанковый ракетный комплекс «Шмель» построенный на базе внедорожника ГАЗ-69. Заднюю часть внедорожника вместо пассажирского отсека переоборудовали под установку четырех управляемых ракет. Наводчик сидел против движения автомобиля и наводил ракеты через специальный бинокль. От струй огня запущенной ракеты кабина была защищена стальной накладкой, однако от пуль противника защиты не было.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, полноприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Габариты, мм | |
Длина | 3850 |
Ширина | 1750 |
Высота | 2030 и 1920 (ГАЗ-69А) |
Колесная база | 2300 |
Клиренс | 210 |
Грузоподъемность, кг | 8 человек, либо 2 человека и 500 килограмм |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 2120 |
Мощность, л.с. | 55 |
Коробка передач | Механическая, 3-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Объем топливного бака, л | 48+27 (ГАЗ-69), 60 (ГАЗ-69А) |