История создания
ГАЗ-55 - советский санитарный автобус, построенный на шасси ГАЗ-ММ, который выпускался с 1938 года Горьковским автобусным заводом (ГЗА). Армейский индекс автомобиля М-55.
Разработкой данного автомобиля занялись после того как стало ясно что грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5 не пригодны для вывоза с полей сражений раненых солдат, особенно тяжело раненных. Именно для этих целей к 1938 году под руководством конструктора ГАЗа Ю.Н. Сорочкина была завершена разработка конструкции специального санитарного автобуса.
Во время Великой Отечественной Войны, в целях экономии ресурсов и уменьшения трудоемкости работ, конструкцию автомобиля упростили по аналогии с грузовиком ГАЗ-ММ-В. Передние крылья и задние брызговики гнули из плоского листа, а не штамповали как ранее. Оставили только одну левую фару, и только задние тормоза (передние отсутствовали). Упростили конструкцию глушителя, задняя подвеска лишилась гидроамортизаторов, вместо удлиненных рессор перешли к стандартным.
В отличие от серийных грузовиков, которые так же применялись для вывоза раненых, ГАЗ-55 хорошо себя зарекомендовал на фронтовых дорогах, которые он плавно, без подскоков преодолевал. ГАЗ-55 значительно меньше раскачивало на ухабах и не так сильно трясло на ямах и кочках, а ведь это самое главное при перевозке тяжелораненых, с его помощью было спасено много жизней военнослужащих, которых эвакуировали с полей сражений в госпитали.
В 1950 году ГАЗ-55 был снят с производства, его место занял санитарный автомобиль ГЗА-653 построенный Горьковским автобусным заводом на базе грузовика ГАЗ-51. За 12 лет производства было выпущено 12044 санитарных автомобиля ГАЗ-55.
В настоящее время не сохранилось ни одного экземпляра санитарного автобуса и хотя некоторые источники и утверждают что в Московском музее на Поклонной горе имеется экземпляр ГАЗ-55, это не так. В музее находится санитарный автомобиль на базе легкового «ГАЗ-А», с ГАЗ-55 у него нет ничего общего.
Дизайн и конструкция
Кабина водителя санитарного автомобиля ГАЗ-55 была отделена специальной перегородкой от санитарного отделения, в этом отделении можно было перевозить либо четырех лежачих и двух сидячих на откидных сиденьях пассажиров, либо двоих лежачих на специальных подвешенных носилках и пятерых сидячих. В санитарном отделении была смонтирована система вентиляции и установлен калорифер для обогрева, который работал от выхлопных газов.
Задняя ось ГАЗ-55 была подвешена на более мягких, нежели у ГАЗ-АА удлиненных рессорах и четырех гидроамортизаторах рычажного типа.
В качестве силового агрегата на автомобиль установили карбюраторный 4-цилиндровый двигатель объемом 3,28 литра, который выдавал мощность 50 лошадиных сил. Этот двигатель мог разгонять автомобиль до 70 км/ч. Коробка передач механическая 4-ступенчатая.
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 5 |
Габариты, мм | |
Длина | 5425 |
Ширина | 2040 |
Высота | 2340 |
Колесная база | 3340 |
Клиренс | 200 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 3280 |
Мощность, л.с. | 50 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |