История создания
Толчком к разработке микроавтомобиля послужило письмо ветеранов войны из Харькова, написанное в ЦК КПСС в 1955 году о необходимости производства специального транспортного средства для инвалидов. Вскоре последовала директива Министерства автомобильной промышленности о создании подобного рода автомобиля на автозаводе «ГАЗ». Хоть Горьковский автозавод никогда не занимался производством микроавтомобилей, считалось, что у него самая сильная легковая конструкторская служба и в этом же году началась разработка автомобиля ГАЗ-М18.
В 1958 году завод покинули два опытных образца ГАЗ-М18, не без недочетов, но в целом признанные получившимися. «ГАЗ» хотел было построить еще два экземпляра, однако Министерство автомобильной промышленности СССР распорядилось о прекращение работ над ГАЗ-18. Один из двух выпущенных автомобилей ГАЗ-18 был передан в личное пользование принимавшему участие в его разработке ветерану войны Котельникову Б.Б и по совместительству начальнику экспериментального цеха «ГАЗ». Второй прототип отправили в Серпуховский мотоциклетный завод для изучения, в надежде, что там все-таки смогут наладить его производство, но этого не произошло и сейчас он находится в музее Горьковского автомобильного завода.
Дизайн и конструкция
ГАЗ-18 получил цельнометаллический кузов с дверьми, которые открывались против движения чем-то напоминающий «Победу», только в очень компактном виде, его разработка велась с учетом пожеланий и замечаний инвалидов с целью максимально комфортно расположить в нем пассажиров. Посадочный макет кузова был опробован инвалидами с разными увечьями.
Хоть ГАЗ-18 и разрабатывался с целью замены мотоколяскам для инвалидов, но слабые мотоциклетные моторы не брали во внимание, так как по техническому заданию мощность двигателя должна была составлять около 10 лошадиных сил. По этой причине специалисты автомобильного завода «ГАЗ» взяли за основу двигатель от серийного автомобиля Москвич-402 и можно сказать обрезали его пополам. В результате получился 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом 620 см3 и мощностью 18 лошадиных сил. Двигатель расположили в задней части автомобиля, для увеличения пространства салона при сохранении внешних габаритов.
В целях облегчения управления автомобилем, ведь он создавался для инвалидов, ГАЗ-18 получил автоматическую коробку передач, на основе гидротрансформатора от автомобиля ГАЗ-21. Эта коробка передач оказалась не слишком надежной, да и масло, которым ее надо было «заправлять» в СССР было не найти. Возможно именно это, а может и это в том числе, стало причиной того что автомобиль не был допущен к серийному производству.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Заднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 2 |
Двигатель | |
Модель | Опытный |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 2 |
Объем, см3 | 620 |
Мощность, л.с. | 10 |
Коробка передач | Автоматическая |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, торсионная |