ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 «Победа» - история, характеристики, фото и видео
  • Годы производства: с 1946 по 1958 год
  • Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В середине 40-х годов Горьковский автомобильный завод приступил к разработке заднеприводного автомобиля с кузовом седан-фастбек впоследствии получивший имя ГАЗ-М20 «Победа». «Победа» стала первым автомобилем СССР, который комплектовали электрическими поворотниками и стеклоочистителями

Изначально ГАЗ-М20 планировали назвать «Родина», однако с этим именем произошел казус, когда автомобиль продемонстрировали Сталину, он спросил с усмешкой «Ну и почем у нас нынче Родина?». Название незамедлительно сменили, и ГАЗ-М20 стал именоваться «Победой».

Немецкий Опель Капитан (Opel Kapitan) образца 1039 года был взят за основу автомобиля ГАЗ-М20Прототипом автомобиля стал немецкий Опель Капитан (Opel Kapitan) образца 1939 года с кузовом понтонного типа. Дизайн немецкого «Капитана» был полностью переосмыслен талантливым художником Вениамином Самойловым, который впоследствии создал окончательный рисунок будущей «Победы». В результате автомобиль получил обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами

В плане дизайна ГАЗ-М20 «Победа» в свое время опережала многие западные аналоги вплоть до начала 50-х годов. Автомобиль обладал независимой передней подвеской и уже в стандартной комплектации оснащался печкой с функцией обдува ветрового стекла

Милицейский седан под названием "Варшава", который выпускали в Польше на основе ГАЗ-М20С начала 50-х годов большое количество автомобилей шло на экспорт, в стране увеличивался выпуск легковых машин, что повлекло за собой нехватку качественного листового проката. Из-за нехватки стального листа, было решено делать автомобили с откидной матерчатой крышей, так на свет появился кабриолет на базе «Победы».

Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» был на конвейере 12 лет, в 1958 году его производство было прекращено, однако в Польше данный автомобиль с кузовом типа седан продолжали выпускать вплоть до 1973 года, но под собственным названием «Варшава».

Дизайн и конструкция

ГАЗ-М20 получил 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил, хотя изначально планировалось ставить 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11, благодаря этому двигателю автомобиль мог разогнаться до 105 км/ч

ГАЗ-М20 "Победа" первой серии с так называемой трехэтажной решеткой радиатора. Ее еще называли тельняшка«Победа» неоднократно подвергалась модернизации, в первый раз через год после начала серийного производства в 1947 году. В этом году ободки передних фар стали хромированные, изменилась решетка радиатора (она стала как бы «трехэтажной», ее нижняя часть заходила за габаритные огни) и габаритные огни. Однако конструкция «Победы» все еще оставалась «сырой» и ее производство приостановили на один год. Основными недостатками первых автомобилей была неудобная посадка, несовершенная выхлопная система и непрочный кузов.

В 1949 году модель вернулась на конвейер, с этого момента началось производство так называемой «второй серии». «Победа», которую выпускали с 1949 года, уже не повторяла недостатки предшественника, автомобиль получил усовершенствованную выпускную систему, карбюратор, так же усилили кузов. На внешний вид «вторую серию» можно было отличить по решетке радиатора, которая теперь была двух, а не «трехэтажной». Колеса автомобиля со штампованными дисками без отверстий имели большую для тех лет ширину, крепились пятью гайками на шпильках. В 1950 году автомобиль получил коробку переключения передач от «ЗИМа» (ранее ставили устаревшую от «Эмки») и новый глушитель. А еще через 2 года, в 1952 году, модернизировали двигатель, его мощность возросла с 50 до 52 лошадиных сил.

ГАЗ-М-20 второй серии с видоизмененной, "двухэтажной" решеткой радиатора«Третья серия» автомобилей ГАЗ-М20 «Победа» появилась в 1955 году после очередной модернизации автомобиля. Новый автомобиль получил новую, более привлекательную обивку салона и новый руль с кольцевой кнопкой сигнала. В стандартную комплектацию входил радиоприемник. Так же очередной раз изменилась облицовка радиатора, на котором появилась новая эмблема. В очередной раз модернизировался двигатель, теперь его мощность составляла 55 лошадиных сил.

Модификации

ГАЗ М-20 «Победа»

ГАЗ-М20 второй серииАвтомобиль с кузовом типа седан-фастбек, оснащался 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 и 52 лошадиных сил. Первая серия автомобиля выпускалась с 1946 по 1948 год, с 1 ноября 1948 года «Победа» получила отопитель и обдув ветрового стекла, с октября 1948 новые рессоры параболического сечения. С 1949 начат выпуск второй серии, которая с октября этого же года получила новый термостат, с 1950 новые более надёжные часы, с 1 ноября 1949 модель собиралась на новом конвейере, а с октября 1950 года получила новую коробку передач от «ЗИМа» с рычагом на руле и приблизительно тогда же - новый водяной насос. Всего было выпущено 184 285 экземпляров автомобилей, включая ГАЗ-М-20В.

ГАЗ М-20В «Победа»

Модернизированный автомобиль ГАЗ-М20В "Победа"Модернизированная «Победа», третья серия автомобиля, оснащалась двигателем мощностью 52, а позже 55 лошадиных сил. Автомобиль получил новое оформление облицовки радиатора, радиоприёмник, новую обивку салона, руль.

ГАЗ М-20А «Победа»

ГАЗ-М20А, автомобиль для службы таксиМодификация автомобиля для службы такси. Кузов седан-фастбек, двигатель 4-цилиндровый мощностью 52 лошадиных сил. Всего было выпущено 37 492 экземпляров.

ГАЗ М-20 «Победа — кабриолет»

ГАЗ-М20 "Победа" Кабриолет с откидной брезентовой крышей. По некоторым данным считается, что данная модификация имела собственный индекс «М-20Б». Автомобиль с открытым кузовом седан-кабриолет имел жесткие дуги безопасности, оснащался 4-цилиндровым двигателем ГАЗ-М-20, мощностью 52 лошадиные силы. Складывалась только верхняя часть крыши, а боковины оставались жесткими. Этот откидной брезентовый верх отрицательно сказался на аэродинамике, так максимальная скорость по сравнению с фастбеком уменьшилась на 5 км/ч, а расход топлива вырос с 11 до 11.5 литров на 100 километров пути. Всего было выпущено 14 222 экземпляров.

ГАЗ М-20Д

Модификация для нужд МГБ с форсированным до 57-62 лошадиных сил двигателем за счёт повышения степени сжатия.

ГАЗ М-20Г (М-26)

Автомобиль ГАЗ-М-20Г, по другим данным М-26 выпускался с 1956 по 1958 год специально для нужд МГБ (КГБ). По сути это была быстроходная версия все той же «Победы», которая оснащалась 6-цилиндровым двигателем от «ЗИМа» мощностью 90 лошадиных сил.

ГАЗ М-72

Полноприводный внедорожник на основе "Победы" ГАЗ-М72Полноприводный легковой автомобиль с безрамным несущим кузовом на базе М-20 «Победа» с шасси от армейского джипа ГАЗ-69. Данный автомобиль можно считать одним из первых в мире комфортабельных внедорожников. Внешне внедорожник отличался от заднеприводной модели увеличенным клиренсом, грязевыми щитками на задних колёсных арках и шинами 6.50-16, с протектором «ёлочка». Выпускался с 1955 по 1958 год, за это время с конвейера сошли 4677 внедорожников.

ГАЗ М-73

Прототип компактного двухместного полноприводного автомобиля ГАЗ-М73Прототип компактного двухместного полноприводного автомобиля, который планировался как разъездной для колхозных руководителей. Оснащался двигателем от автомобиля Москвича-402 мощностью 35 лошадиных сил. В серийное производство не пошел.

Кроме данных модификаций существовали модификация с кузовами типа фургон, пикап, стрэтч, а так же 4-дверный парадный кабриолет, существовали и спортивные модификации («ГАЗ-Торпедо» и «Победа-Спорт» с форсированным двигателем, обтекателями и двухдверным кузовом)

Фотографии

ГАЗ-М20 "Победа" третьей серии 1955 года выпуска с измененной решеткой радиатораГАЗ-М20 "Побдеа"Эмблема автомобиля ГАЗ-М20 "Побдеа"ГАЗ-М20 "Побдеа"Салон автомобиля ГАЗ-М20 "Побдеа"Автомобили ГАЗ-М1 "Эмка" слева, внедорожник ГАЗ-72 по центру и ГАЗ-М20 "Победа" справа

 

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 5
Габариты, мм
Длина 4665
Ширина 1695
Высота 1590 - 1640
Колесная база 2700
Клиренс 200
Колея, мм
Передняя 1364
Задняя 1362
Снаряженная масса, кг 1460 (седан), 1490 (кабриолет)
Грузоподъемность, кг 350
Двигатель
Модель М-20
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см3 2112
Мощность, л.с. 52
Максимальная скорость, км/ч 105
Расход топлива, л/100км
Смешанный 11-13,5
Объем топливного бака, л 55