История создания
В 70-х годах с целью заменить большой представительский автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» более новой моделью специалисты автозавода «ГАЗ» приступили к созданию новой «Чайки» под индексом ГАЗ-14.
До середины 70-х годов автозаводом было выпущено несколько опытных образцов, которые отличались вариантами оформления. Дизайн прототипов постепенно приближался к дизайну серийной модели. В 1975 году предсерийные ГАЗ-14 прошли испытания, в ходе которых были выявлены некоторые недостатки. Недостатки опытных моделей исправляли в течение года и в 1976 году прошли государственные приемочные испытания и были рекомендованы к серийному производству
Самый первый уже серийный автомобиль был выпущен в конце 1976 года и был передан генеральному секретарю КПСС Л.И. Брежневу в качестве подарка на его 70-й день рожденья. Это был единственный автомобиль, окрашенный в вишневый цвет. Относительно массовое серийное производство автомобилей ГАЗ-14 «Чайка» стартовало в начале 1977 года.
Автомобили ГАЗ-14 «Чайка» собирали вручную до 1988 года, но после выхода закона «О борьбе с привилегиями» его производство было запрещено, а все оборудование и незаконченные экземпляры автомобилей были уничтожены. Все выпущенные модели автомобилей ГАЗ-14, которых было выпущено 1120 экземпляров в отличие от «Брежневской» красили исключительно в черный цвет.
Дизайн и конструкция
По сравнению с «Чайкой» предыдущего поколения (ГАЗ-13) автомобиль ГАЗ-14 существенно изменился. Изменилась высота автомобиля, она была уменьшена на 95 мм, увеличилась колесная база на 200 мм, а длина автомобиля перевалила за 6 метров. Повысилась плавность хода, благодаря новым амортизаторам, снизилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Автомобиль получил новые дисковые вентилируемые тормоза на передние колеса с двумя суппортами на колесо. Так же изменился и способ переключения передач автоматической коробки, у ГАЗ-13 переключения происходило с помощью кнопок, а на ГАЗ-14 с помощью напольного рычага, который получил международную систему переключения режимов: P-R-N-D-2-1.
Несмотря на большие габариты по сравнению с предшественником, динамика автомобиля улучшилась благодаря изменению фаз газораспределения, новому впускному и выпускному коллектору, системе питания с двумя карбюраторами и некоторым другим изменениям. Благодаря этим изменениям мощность двигателя (который, по сути, был тот же что и у ГАЗ-13) удалось увеличить с 195 до 220 лошадиных сил, а максимальная скорость повысилась со 160 до 175 км/ч.
Как и предшественник ГАЗ-14 отличался богатой комплектацией. Автомобиль снабжался кондиционером, двумя отопителями и электромеханическим приводом заслонок воздухозаборника, это позволяло поддерживать индивидуальный температурный режим для передних и задних пассажиров. Регулировка сидений производилась по горизонтали, по углу наклона и высоте. Стеклоподъемники, как и у предыдущей модели, были снабжены электроприводом. На ГАЗ-14 стояла самая передовая по тем меркам радиосистема высшего класса Рижского радиозавода с кассетной приставкой Литовского («Vilma») или Германского («Blaupunkt») производства и пультом дистанционного управления для задних пассажиров, а некоторые модификации оснащались и радиотелефоном «Алтай» или спутниковым «Кавказ». ГАЗ-14 оснащался подогревом не только заднего стекла, но и боковых стекол, гидроусилителем руля, фараочистителем, центральным замком и мощной шумоизоляцией.
Модификации
ГАЗ-14-05
Парадный автомобиль с открытым кузовом типа фаэтон. Выпускался в период с 1982 по 1988 год, всего было выпущено 15 экземпляров. Данный автомобиль в отличие от своего предшественника ГАЗ-13Б имел боковые стекла лишь на передних дверях, тент натягивался не с помощью электрогидравлической системы, а вручную и только над передним сиденьем. В качестве дополнительного оборудования автомобиль имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки. По имеющейся информации, один из фаэтонов был подарен Фиделю Кастро, а самый первый автомобиль ГАЗ-14-05 хранится в музее ОАО «ГАЗ»
ГАЗ-14-07
Не вошедший в серийное производство автомобиль с кузовом типа лимузин, внешне отличался имитированной под ГАЗ-3102 решёткой радиатора, и новыми пластиковыми очками для блока передних фар. На данный автомобиль была установлена первая Советская климатическая установка «Весна», которая управлялась кнопочным блоком управления с дисплеем позволяющим задавать различные настройки циркуляции и температуры воздуха в салоне. Теперь не только отопитель, но и кондиционер обслуживали весь объём салона. Сидения оснастили электрорегулировками с памятью на 2 персоны, а также встроенным подогревом. Ко всему прочему, электропакет пополнился электроприводами регулировки зеркал заднего вида и электрошторками. Комфорт водителя был улучшен регулируемой по высоте рулевой колонкой.
Двигатель ГАЗ-14-07 доработали, добавили ещё по одной свече на каждый цилиндр, что повлекло за собой увеличение числа клапанов до 32. На автомобильный двигатель, впервые в СССР были установлены два инжектора ИС-52. В результате этих доработок мощность двигателя возросла с 220 до 485 лошадиных сил, а максимальная скорость увеличилась с 175 до 220 км/ч. С увеличением максимальной скорости двухконтурную тормозную систему дополнили задними дисковыми тормозами.
Пустить данный автомобиль в серийное производство не удалось в связи с постановлением М. С. Горбачёва о снятии автомобилей «Чайка» с производства.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 7 |
Габариты, мм | |
Длина | 6114 |
Ширина | 2020 |
Высота | 1525 |
Колесная база | 3450 |
Клиренс | 210 |
Колея задняя, мм | 1580 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 2605 |
Полная | 3165 |
Грузоподъемность, кг | 560 |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-14 (ЗМЗ-14) |
Количество цилиндров | V8 |
Объем, см3 | 5 526 |
Мощность, л.с. | 220 |
Коробка передач | Автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 175 |
Расход топлива, л/100км | |
Город | 29 |
Трасса | 17,5-22 |
Смешанный | 24 |
Объем топливного бака, л | 100 |