ГАЗ-3102 «Волга»

Седан среднего класса ГАЗ-3102 «Волга» - история, характеристики, фото и видео
  • Годы производства: с 1981 по 2009 год
  • Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

К проектированию нового автомобиля среднего класса Горьковский автомобильный завод приступил еще в середине 60-х годов. ГАЗ-3102 должен был заменить седан ГАЗ-24 «Волга», однако любопытен тот факт, что его проектирование началось еще до серийного производства «двадцать четвертой Волги». По проекту ГАЗ-3102 должен был получить новый кузов, силовые агрегатом и шасси.

При разработке новой «Волги» были учтены все недостатки предыдущих моделей, такие как низкая курсовая устойчивость на высоких скоростях, низкая пассивная безопасность, а так же повышенная шумность в салоне. В выявлении и устранение недостатков автомобиля участвовали различные эксперты в области машиностроения, в том числе специалисты института НАМИ.

Салон опытного автомобиля ГАЗ-3101

Первый опытный образец, выпущенный в декабре 1973 года, получил кузов серийного автомобиля ГАЗ-24, но с усовершенствованным салоном – с раздельными ортопедическими креслами, травмобезопасной торпедо (передней панелью) и многими другими дополнительными атрибутами комфорта для водителя и пассажиров. Этот новый автомобиль со старым кузовом получил индекс ГАЗ-3101.

Опытные автомобили ГАЗ-3101 комплектовали 6-цилиндровыми V-образными двигателями ГАЗ-24-14 и ГАЗ-24-18 и автоматической коробкой передач от автомобиля ГАЗ-21, однако спрос на крупнолитражные автомобили к тому времени сильно упал, и от такого варианта пришлось отказаться. Прототип окончательно сформировался к середине 70-х годов, в планах было запустить его в серию к 10-летию серийного производства ГАЗ-24, однако по целому ряду причин серийный выпуск пришлось отложить.

Ходовой образец ГАЗ-3102 на испытаниях в 1978 году.

После того как было принято решение об отказе от 6-цилиндрового двигателя новую «Волгу» решили комплектовать уже существующим, но модернизированным 4-цилиндлровый двигателем. За основу был взят двигатель ГАЗ-24Д, который модернизировали, так совместно с появлением нового двигателя ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием и ступенчатой системой впуска воздуха объемом 2445 см3 и мощностью 105 лошадиных сил на свет появился автомобиль с индексом ГАЗ-3102. С отказом от 6-цилиндрового двигателя разработчики пошли дальше по пути снижения рыночной стоимости и конкурентоспособности автомобиля ГАЗ-3102 – отказались от автоматической коробки передач, гидроусилителя руля и кондиционера. 

ГАЗ-3102 «Волга» с новым 4-цилиндровым двигателем прошла сертификацию и приемную комиссию в 1978 году, но заказ от государства на изготовление опытно-промышленной партии поступил только в конце декабря 1980 года. Первые машины сдали государству в феврале 1981 года, а серийная сборка началась с апреля того же года. ГАЗ-3102 производили более четверти века, за это время автомобиль неоднократно модернизировали и по аналогии с предыдущими «Волгами» было выпущено несколько (а точнее 5) так называемых поколений автомобиля ГАЗ-3102.

В 2006 году автозавод «ГАЗ» покупает лицензию на производство переднеприводного автомобиля среднего класса Chrysler Sebring и начинает выпуск нового автомобиля под названием Volga Siber. Именно этот автомобиль стал приемником ГАЗ-3102, а сам ГАЗ-3102 в 2009 году был снят с производства.

Дизайн и конструкция

ГАЗ-3102 первого поколения образца 1981-1991 годов.

Автомобили ГАЗ-3102 условно отнесенные к первому поколению сохранили основные штампованные детали своего предшественника ГАЗ-24, такие как крыша, передние и задние проемы окон, опоры кузова, боковины, двери и крышку багажника. Спереди машину удлинили на 20,2 сантиметра, бензобак теперь располагался над задним мостом и не в багажнике, а внутри салона за задними сиденьями. Такое расположение бензобака позволило обезопасить его при столкновении и увеличить объем с 55 до 70 литров. Запасное колесо было перенесено с пола багажника в специальное углубление в багажнике.

ГАЗ-3102 получил совершенно новые приборы освещения – фары с оптическими блоками восточногерманской фирмы Ruhla, со встроенными габаритными огнями. Более крупный размер блока и более низкое расположение над дорогой значительно увеличили эффективность освещения, кроме того данная модель стала первой «Волгой» с системой фароомывателя и форсунками в переднем бампере. Значительно увеличили в размере передние указатели поворота, а их рассеиватели заходили на передние крылья. Это позволило улучшить видимость сигнала поворота сбоку, и отказаться от повторителей на крыле. Для более эффективного освещения в условиях ограниченной видимости ГАЗ-3102 получил противотуманные фары, которые расположили под бампером, в то время когда противотуманки не использовались, их необходимо было закрывать съемными кожухами для защиты от грязи и щебня. Помимо новой передней оптики на ГАЗ-3102 также установили полностью новый горизонтальный и более широкий задний оптический.

Салон автомобиля ГАЗ-3102 первого поколения

Кроме внешнего облика изменился и салон автомобиля, ГАЗ-3102 получил новые анатомические сиденья качественно обтянутые велюром в различные тона. На передних сиденьях появились подголовники, а задний диван получил более низкий профиль. Была доработана система отопления и вентиляции салона, а так же значительно улучшена тепло и шумоизоляция. Заднее стекло хоть и не обдувалось как на модели ГАЗ-24 (место агрегата обдува заднего стекла занял бензобак), зато вместо этого появился электрический обогрев. Панель приборов с вставками под дерево имела травмобезопасную обшивку из вспененного полиуретана.

Но главной технической новинкой ГАЗ-3102 стал не кузов и оснащение салона, а новый 4-цилиндровый 12 клапанный двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием мощностью 105 лошадиных сил. Отличительной особенностью двигателя являлась более эффективное сгорание топливовоздушной смеси, которая поджигалась раскалённым факелом. Совместно с новым двигателем был установлен 3-камерный карбюратор К-156. Благодаря этим нововведениям ГАЗ-3102 «Волга» могла разгоняться до 152 км/ч, а время разгона до «сотни» составляло 16 секунд. Но и это еще не все, стоит отметить, что расход топлива составлял всего 8.5 литров на 100 километров пути при постоянной скорости 80 км/ч.

В таком виде ГАЗ-3102 выпускали до конца 1991 года, после последовала первая серьезная модернизация и с 1992 года с конвейера автозавода «ГАЗ» начали сходить автомобили второго поколения. С этого момента упало качество сборки автомобиля, кроме того ГАЗ-3102 с целью снижения себестоимости целенаправленно лишился всех особых примочек – перестали ставить молдинги порогов, вместо хромированного вентиляционного орнамента ставили пластиковый, стыки панели крыши и стойки шпаклевали только на заказ. Бензобак был вынесен с салона автомобиля под багажник, а вместо форкамерного двигателя ЗМЗ-4022.10 установили обычный ЗМЗ-402.10 с литым под давлением блоком цилиндров.

ГАЗ-3102 «Волга» второго поколения образца 1995 года.С 1997 году после очередной модернизации стартовал выпуск так называемого третьего поколения автомобилей ГАЗ-3102. Автомобили третьего поколения, которые выпускались в 1997-2003 годах, получили современный двигатель ЗМЗ-4062.10 мощностью 129.9 лошадиных сил, тихую и устойчивую ходовую часть, а так же современный комфортабельный салон. Автомобили третьего поколения разгонялись до «сотни» за 13.5 секунд.

В 2003 году произошла очередная модернизация и до 2006 года автозавод «ГАЗ» выпускал автомобили ГАЗ-3102 четвертого поколения, которые получили зеркала заднего вида окрашенные в цвет кузова с электроприводом, ручки дверей Чешского производства и некоторые другие доработки экстерьера. В салоне появились новые сиденья, изменилось торпедо, руль стал новой формы с передней крышкой, которая играла роль кнопки звукового сигнала. Автомобили получил бесшкворенную переднюю подвеску на шаровых опорах, а так же задний стабилизатор поперечной устойчивости.

В 2006 году автомобиль ГАЗ-3102 в последний раз модернизировали, с этого момента вплоть до снятия автомобиля с производства Горьковский автомобильный завод выпускал обновленные автомобили ГАЗ-3102 пятого поколения. В качестве силового агрегаты использовали двигатель мексиканского производства Chrysler DCC 2,4 L DOHC объемом 2429 см3, который при 5500 оборотах в минуту развивал мощность 150 лошадиных сил, что принесло автомобилю ГАЗ-3102 ощутимую прибавку в динамике и скорости.

ГАЗ-3102 пятого поколения, 2007 года выпуска.Для установки нового двигателя (из-за его габаритов) пришлось изменить компоновку моторного отсека, картера сцепления и коробки переключения передач. Расширительный бачок системы охлаждения перекочевал на правый брызговик, а бачок омывателя фар установили за левой фарой. Изменили насос гидроусилителя руля, а его радиатор установили на месте теперь уже не нужного масляного радиатора. В системе питания появился фильтр тонкой очисткой.

поворота, появилась новая панель приборов с ЖК-дисплеями и консолью с лакированными вставками «под дерево» с ней полагалась штатная аудиосистема немецкого производства Blaupunkt и климат контроль. Год спустя новую панель приборов дополнил не менее новый салон с регулируемым положением рулевой колонки, так же появился центральный замок.

Модификации

ГАЗ-3101

Опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-3102, который получил индекс ГАЗ-3101Опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-3102, который выпускали под индексом ГАЗ-3101 в 1973-1978 годах.

 ГАЗ-3102

ГАЗ-3102 первого поколения (1981-1991 года выпуска), вид сзадиСерийная модель, которую выпускали с 1981 года, за все время производства 5 раз подвергался модернизации. В 2009 году уступил свое место автомобилю Volga Siber.

ГАЗ-31021

Опытный образец такси под индексом ГАЗ-31021Под таким индексом было выпущено несколько образцов автомобилей для службы такси. Автомобили отличались резиновыми клыками на переднем бампере. В серийном производстве не были.

ГАЗ-31022

Универсал ГАЗ-31022 фотоАвтомобиль с кузовом типа универсал, который серийно выпускал Горьковский автомобильный завод на базе седанов ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029 с 1992 по 1998 год.

Существовали и другие малоизвестные модификации, такие как ГАЗ-31024 (автомобиль с удлиненным кузовом типа лимузин) и некоторые другие, доработанные различными тюнинговыми фирмами.

Фотографии

Салон ГАЗ-3102 четвертого поколения, 2003-2006 годов выпускаСалон автомобиля ГАЗ-3102 пятого поколения. 2007 года выпуска.

 

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 5
Габариты, мм
Длина 4960
Ширина 1820
Высота 1476
Колесная база 2800
Клиренс 156
Снаряженная масса, кг 1450
Грузоподъемность, кг 400
Двигатель
Модель ЗМЗ-4022.10 (1981-1992); ЗМЗ-402.10 (1986-2003); ЗМЗ-4062.10 (1996-2008); ЗМЗ-4052.50 (2000-2008); Chrysler EDZ (2006-2008)
Коробка передач Механическая, 4-х и 5-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 178 с двигателем Chrysler EDZ
Объем топливного бака, л 70