История института
История создания и развития НАМИ неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. За годы своей деятельности коллектив института внес значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях.
Результатом деятельности института в содружестве с предприятиями отрасли является тот неоспоримый факт, что жизнедеятельность и оборона страны была обеспечена автомобильной техникой преимущественно отечественного производства. При непосредственном участии ученых и конструкторов института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы – от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и многих других.
В 20-30 годы на производство были поставлены разработанные в институте первые в стране легковые автомобили НАМИ-1 и НАМИ-2, в предвоенные годы – завоевавшие широкую известность гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, первые отечественные троллейбусы, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов. В 40-е годы в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трехосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6- цилиндровыми дизелями.
В 50-е годы в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6- и 8- цилиндровые дизели НАМИ-019, послужившие прототипами выпускающихся Ярославским моторным заводом дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. В начале 60-х годов были поставлены на производство разработанные в НАМИ бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и«Икарус». В 80-х годах в институте были созданы образцы экспериментальных автомобилей, двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов.
ФГУП "НАМИ" после распада СССР
«НАМИ» сегодня – это современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств.
За почти вековую историю ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» прошел огромный путь развития ключевых индустриальных основ и планирует сохранить лидирующие позиции в качестве основного российского индустриального инженерного и регулятивного центра, применяя 95-летний опыт в области научных исследований и развития.
Сегодня ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» обладает большим потенциалом для роста, являясь современным научно-исследовательским экспериментальным центром развития производства для проектирования, конструирования и испытаний автомобильных платформ.
В 1994 году институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации, а в 2003 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России аккредитовало ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в качестве Испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который стал являться технической службой с правом проведения испытаний по Правилам ЕЭК ООН.
Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009 НАМИ включен в Перечень стратегических предприятий, имеющих значение для безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Также ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» является представителем Российской Федерации в Техническом комитете 22 «Дорожный транспорт» Международной организации по стандартизации.