Руссо-Балтийский вагонный завод

Здания Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) 1909 год.

История завода

Русско-Балтийский вагонный завод - предприятие Российской империи основаное в 1869 году специализировавшееся на производстве вагонов, сельскохозяйственных машин, керосиновых двигателей, кораблей, самолетов, а также автомобилей различного назначения.

Изначально «Русско-Балтийски вагонный завод» поставлял императорам вагоны для железнодорожных поездок. Открытие же автомобильного отдела состоялось в 1908 году в Риге. Директором автомобильного отдела стал Иван Александрович Фрязиновский. И уже 27 мая 1909 года цехи завода покинул первый автомобиль.

На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера (Julien Potterat), который перед этим работал на бельгийской фирме Фондю (Fondu). Несмотря на свой двадцати шестилетний возраст молодой швейцарец оказался достаточно энергичным и приступив к своим обязанностям в 1908 уже через год выпустил первую серию автомобилей, тогда у него находилось в подчинении 10 инженеров и 141 рабочий, а так же 3 водителя испытателя. При разработке своей модели инженеры Руссо-Балта задались целью построить автомобиль для русских дорог, а вернее бездорожья. А это означало что все узлы и детали машины должны были выдерживать сильную тряску на проселках и большаках, что автомобилю придется преодолевать "расхлябанные колеи" и грязевые лужи, где вязли даже лошади. Собственно с самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский». Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик). 

Первые автомобили Руссо-Балта

Эмблема Руссо-Балтийского Вагонного Завода (Руссо-Балта)Первая модель автомобиля (так называемая Модель "С"), с открытым двухместным кузовом спортивного типа, вышедшая 26 мая 1909 года получила название С-24/30. Цифры 24/30 означали: 24 - расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 - максимальная мощность. Эти обозначения использовали для последующих моделей Руссо-Балт. 

В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35С-24/40. Модель "С" стала наиболее массовой в истории завода — выпущено всего 347 экземпляров. В 1913 году была изготовлена первая машина автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода с полугусеничным движителем французского изобретателя А. Кегресса, работавшего тогда в России. Предназначенная для эксплуатации зимой, эта машина, изготовленная на базе модели серии С-24/40, была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами шириной 320 мм, с металлическими гребнями. 

Модель С являлась cамой дорогой легковой моделью. РБВЗ "С-24" выпускал вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались как штабные в русской армии. На шасси "С-24" устанавливались также и другие кузова - роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты - автосани. Главной особенностью машин серии "С-24" являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной. Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880x120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского "Зенит" (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг. За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей "С-24", из них 285 - с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 ландоле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.

Есть сведения, что Великий князь Романов Константин Константинович приобрел три Руссо-балта, великая княжна Романова Мария Павловна — один экземпляр модели К12-20 с шасси № 4 II серии. В 1910 два автомобиля были приобретены для царского двора. К12-20 № 217 и модель С24-40 № 270, оба с кузовом ландоле. Всего автопарк царской семьи насчитывал 58 автомобилей различных марок из которых лишь 10 обслуживали царскую семью. Однако лично царь предпочитал Руссо-Балту другие марки.

Автомобили марки С-24 были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях. О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.

Рекламные плакаты Руссо-Балтийского Вагонного Завода

Рекламный плакат Руссо-Балтийского вагонного заводаРеклама РБВЗРусские автомобили Руссо-Балтийского Вагонного Завода (Рекламный плакат)

Совместно с моделью С-24 РБВЗ так же выпускал Модель К в 1909-1910 годах. Рабочий объем двигателя 2211 см³. В последующей модификации К-12/20 было применено водяное охлаждение двигателя без насоса. Особенность конструкции "Руссо-Балта К-12/20" - цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели "С-24") расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины "К-12/20" являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм. К-12/24. Всего за 6 лет был выпущен 141 автомобиль модели К в 5 сериях. Каждая модель выпускалась так называемыми «сериями» (напр. К-12/15 и К-12/20 — две разные серии одной модели K). Тиражи каждой серии очень отличались. Могли составлять от 2 до 100 шт. Кроме того, могли быть заказаны различные варианты кузова: Торпедо, фаэтон, дубль-фаэтон, лимузин, берлин, ландоле и другие. Модель "К-12" была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование.

В свое время Руссо-Балт начал всерьез состовлять конкуренцию известным фирмам автомобилестроения как Ролс-Ройс и Бугати но вмешался 1917 год... Заводская марка руссо-балта, которая в жесточайшей борьбе только начала завоевывать свое признание завершила свой путь в 1919г. За те годы которые просущуствовало автомобильное отделение этого гиганта, свет увидели от 650 до 750 автомобилей разного применения.

Завод Руссо-Балт прекратил свое существование в 1917 году

Промбронь-24/45 - советский наследник автомобилей Руссо-Балт модели "С"

После революции 1917 года завод прекратил свое существование в качестве Русско-Балтийского вагонного завода, стал национализирован и по постановлению Совета Народных Коммисаров переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году завод выпускает 5 автомобилей под уже новой маркой - "Промбронь", До 1926 года было выпущено еще 22 автомобиля под маркой  "Промбронь-24/45".

Концепт-кар Руссо-Балт (Russo-Baltique) Impression 2006В 2002 году в ателье A:Level разработали дизайн автомобиля в стиле 30 — 40-х годов XX века. По завершению конкурса дизайнерских проектов, эскиз победителя (Звиада Циколии) был взят за основу нового автомобиля. В этом же году в развитие проекта было вложено 2 000 000 долларов владельцем торговой марки "Руссо-Балт". A:Level была переименована  в «Russo-Baltique». В 2006 году в сотрудничестве с немецким ателье German Gerg GmbH был создан концепт-кар Impression 2006.