История создания
В 1910 году в торговых каталогах Русско-Балтийского вагонного завода появилась малая легковая модель под индексом "К12 -15". Эта был первый автомобиль в истории отечественного автомобилестроения, у которого все цилиндры были отлиты в одном блоке, все другие автомобили - "Руссо-балты", "Лесснеры", "Фрезе" отличались либо попарной, либо раздельной отливкой цилиндров.
Завод выпускал машины однотипными партиями (сериями) с открытыми кузовами "дубль-фаэтон", закрытыми "лимузин" и "ландоле". По заказу изготовлялись машины с двухместными спортивными кузовами. Стоимость автомобиля данной модели составляла ни много ни мало 5500 рублей.
Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр автомобиля "Руссо-Балт" из коллекции московского Политехнического музея. В эпоху коммунистической борьбы с наследием царской власти эта машина уцелела чудом. По данным авторитетного историка Льва Шугурова, данное шасси №73 V принадлежит "Руссо-Балту K 12/20" V серии, выпущенной тиражом 40 штук. Он был сделан в 1911 году и отправлен в воздухоплавательную школу в Твери, где и провел всю свою жизнь. Автомобиль обнаружили случайно в 1966 году. Тогда машиной владел механик по паровым котлам Орлов, который приобрел "Руссо-Балт" в 1929 году и использовал на протяжении 10 лет. Затем у экипажа износились шины, а новые владелец найти не смог и потому до лучших времен оставил автомобиль в сарае, забыв слить воду из системы охлаждения. Естественно, в первые же морозы двигатель пошел трещинами. Машину восстанавливали в НАМИ на протяжении года и когда отремонтированный мотор заработал, он легко выдал на стенде заявленные 20 л.с.. В 1988 году уникальный Руссо-Балт модели "К" участвовал в выставке в Брюсселе.
Производство ее модернизированных разновидностей ("К12-20" и "К12-24") сохранялось до конца 1914 года. Всего за 4 года производства (с 1910 по 1914) было выпущено около 300 автомобилей Руссо-Балт модели К.
Дизайн и конструкция
Руссо-Балт модели "К" выпускался на лонжеронной раме с зависимой рессорной подвеской на всех колесах, кузов либо открытый (дубль-фаэтон), либо закрытый (лимузин, ландоле). Модель К-12/24 снабжалась 3-ступенчатой механической коробкой передач и двигателем объемом 2211 см3 который развивал мощность 20 лошадиных сил при 1500 об/мин. Особенностью двигателя автомобилей модели "К" были цилиндры, которые отливались в отдельном блоке, а так же нижнее расположение клапанов. термосифонное водяное охлаждение.
Модификации
- К-12/15
- К-12/20
- К-12/24
- К-12/30 (спортивная модификация модели К-24/20 с увеличенными до 2422 объемом двигателя, мощностью до 30 л.с. и максимальной скоростью до 105 км/ч.)
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 4 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 2211 |
Мощность, л.с. | 20-24 |
Коробка передач | Механическая, 3-ступенчатая |
Тормоза | |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | Зависимая, рессорная |
Задняя | Зависимая, рессорная |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |