История создания
В конце мая 1909 года Руссо-Балтийский вагонный завод выпустил свою первую модель автомобиля с открытым двухместным кузовом спортивного типа, которую назвали Руссо-Балт С-24/30. Цифры в название автомобиля (24/30) означали следующее: 24 - расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 - максимальная мощность. Эти обозначения использовали для последующих моделей Руссо-Балт.
Поскольку главным конструктором автомобильного отделения РБВЗ был швейцарец Жюльен Поттера ранее работавший на бельгийской фирме "Фондю" есть сведения, что при создании первого "Руссо-Балта" за основу был взят один из автомобилей той самой бельгийской фирмы (а те в свою очередь за основу брали Мерседес-24/30). Однако стоит заметить, что конструкция Руссо-Балта заметно отличалась от прототипа, к примеру, кузова делали в основном под заказ на специализированных мастерских, а в двигателе иным был даже ход поршней.
В начале июня 1909 года завод взял курс на производство трех легковых моделей, которые оснащались 4-цилиндровыми двигателями объемом объем 2211, 4501 и 7235 см3 соответственно. Их конструкция отвечала наиболее передовым тенденциям тех лет. Прочная лонжеронная рама с зависимой рессорной подвеской колес составляла основу машины. Двигатель и коробка передач монтировался отдельно друг от друга на дополнительном подрамнике.
Модель "С" являлась самой дорогой легковой моделью Руссо-Балтийского вагонного завода, ее стоимость составляла 7500 рублей. Для своего времени Руссо-Балт С-24/30 был не просто современным, но передовым автомобилем: картеры двигателя и коробки передач отливали из алюминия, вместо цепи применяли карданный вал. Это был не только самый дорогой автомобиль, но и самый массовый.
В 1911 году автомобиль подвергся модернизации, помимо прочих изменений изменили форму капота и шины. На шасси автомобилей модели "С" устанавливались кузова следующих типов: дубль-фаэтон, торпедо, лимузин, ландоле, были даже полугусеничные варианты, так называемые автосани. При этом они изготавливались как отдельными сериями, так и по индивидуальным заказам: двухместные спортивные, лимузин с внутренним управлением, купе и другие. Помимо легковых кузовов, Руссо-Балты семейства "С" оснащались специальными кузовами: фургоны для перевозки раненых, генераторные установки, кареты скорой помощи, грузовые платформы грузоподъемностью не более 1 тонны и другие.
Автомобили марки С-24 были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях. О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу, изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым.
Модель С-24/55 принимала участие в ралли в "Монте-Карло", точнее ее "прокаченный" вариант. Это был легкий автомобиль с открытым двухместным кузовом без ветрового стекла. Для защиты от непогоды использовался брезентовый складывающийся тент, который в итоге пригодился лишь однажды. В вытянутой хвостовой части машины размещался дополнительный 50-литровый бензобак. Упрощённые крылья, сиденья, облегчённые детали позволили снизить массу автомобиля до 1300 кг. Под капотом располагался «прокачанный» по сравнению с серийной версией пятилитровый двигатель мощностью 55 лошадиных сил. На хорошей дороге автомобиль мог развивать скорость до 113 км/ч. В ралли Россию представлял Андрей Нагель, который преодолел практически весь путь в авиационных очках и замотанным в шарф. Для движения по заснеженным дорогам российский экипаж взял с собой цепи противоскольжения на задние колёса и даже лыжи на передние, лыжи не принесли задуманной пользы.
РБВЗ выпускал автомобиля модели "С-24"вплоть до 1918 года, за эти 9 лет было выпущено 347 автомобилей из них 285 с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 ландоле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов. Последний экземпляр модели "С" был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались как штабные в русской армии.
Дизайн и конструкция
Главной особенностью машин серии "С-24" являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной. Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880x120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского "Зенит" (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.
Модификации
- С-24/30
- С-24/35
- С-24/40
- Автосани на базе модели С-24/40
- С-24/50
- С-24/55
- С-24/58
- С-24/60
Технические характеристики
Руссо-Балт С-24/30
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Кузов | Кабриолет, торпедо, дубль - фаэтон, лимузин, ландоле. |
Подвеска | Передняя и задняя, зависимая |
Габариты | Длина - 4240 мм, ширина - 1550 мм, высота - 2200 мм, база - 3160 мм, колея - 1350 мм |
Двигатель | 4-цилиндровый, 4-тактный, водяного охлаждения, карбюраторный. Объем 4501 см3, мощность 24 л.с. при 1200 об/мин |
Коробка передач | Механическая, 3-ступенчатая |
Тормоза | Педальные на трансмиссию и рычажные на колодки задних колес |
Максимальная скорость | 75 км/ч |
Руссо-Балт С-24/35
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Кузов | Кабриолет, торпедо, ландоле. |
Подвеска | Передняя и задняя, зависимая |
Габариты | Длина - 4240 мм, база - 3160 мм |
Двигатель | 4-цилиндровый, 4-тактный, водяного охлаждения, карбюраторный. Объем 4501 см3, мощность 35 л.с. при 1200 об/мин |
Коробка передач | Механическая, 3-ступенчатая |
Тормоза | Задние колодочные, ручной на трансмиссию |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Руссо-Балт С-24/40
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Кузов | Лимузин, торпедо, ландоле, дубль-фаэтон. |
Подвеска | Передняя и задняя, зависимая |
Двигатель | 4-цилиндровый, 4-тактный, водяного охлаждения, карбюраторный. Объем 4501 см3, мощность 40 л.с. при 1200 об/мин |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Тормоза | Передние и задние, механические колодочные |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Руссо-Балт С-24/58
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Кузов | Кабриолет, торпедо, ландоле. |
Подвеска | Передняя и задняя, зависимая |
Габариты | Длина - 4560 мм, ширина - 1610 мм, высота - 1430 мм, база - 3305 мм, колея - 1365 мм. |
Двигатель | 4-цилиндровый, 4-тактный, водяного охлаждения, карбюраторный. Объем 4939 см3, мощность 58 л.с. при 1800 об/мин |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Тормоза | Педальный на трансмиссию и рычажный на колодки задних колес. |
Максимальная скорость | 130 км/ч |