История создания
В январе 1939 года специально под мощности завода КИМ было организовано производство малолитражных легковых автомобилей. Примерно через год, в апреле 1940 года был выпущен первый советский малолитражный автомобиль КИМ-10-50, для производства которого было задействовано 42 предприятия, в том числе заводы «ГАЗ» и «ЗИС». За основу был взят британский «Ford Prefect», по его модели в США разработали чертежи кузова и изготовили штампы. В дальнейшем изготовление кузовов предполагалось осуществлять на мощностях Горьковского автомобильного завода «ГАЗ», а рессоры и рамы должен был делать «ЗИС». Новому производству прочили выход на ежегодный выпуск до 50 тысяч экземпляров в самые сжатые сроки.
Параллельно с производством седана разрабатывались модификации с кузовом кабриолет КИМ-10-51 и 4-дверный седан КИМ-10-52. Автомобили марки КИМ-10 должны были стать первыми по-настоящему «народными» советскими автомобилями, однако воплощению в жизнь плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война. С началом войны выпуск автомобилей КИМ был свёрнут, а завод переориентирован на военную продукцию.
До наших дней сохранилось всего не более 6 экземпляров автомобиля КИМ-10, один из которых в прекрасном состоянии находится в музее «АЗЛК».
Дизайн и конструкция
КИМ-10 получил полунесущий кузов, который был прикреплен к очень легкой раме и имел немало новшеств. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях тех времен. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом. КИМ-10 стал первым отечественным автомобилем, на который был установлен капот аллигаторного типа вместо распространённых тогда капотов с подъёмными боковинами. Для доступа к задним сиденьям у автомобилей марки КИМ-10-50 боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперед.
Салон малолитражки был оснащен часами, что встречалось тогда только на автомобилях высшего класса. Запасное колесо разместили горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником. На КИМ-10-50, вслед за ЗИС-101, нашли применение синхронизаторы на высших передачах. Среди других новинок следует упомянуть тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя, центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разрежения во впускной трубе двигателя.
Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью. Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колес на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама в то время использовались в конструкциях многих малолитражек. Диски колёс снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами «КИМ».
Первые опытные образцы КИМ-10-50 имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях. Дверные петли выступали из поверхности кузова. Бамперы очень простой формы крепились четырьмя заклёпками к пластинам-рессорам. В середине переднего бампера располагалось отверстие для заводной рукоятки. Вместо подфарников использовались дополнительные лампочки в фарах.
Автомобили марки КИМ окрашивали в 4 цвета: ярко-красный, черный, серо-зелёный или темно-зелёный. Обивка сидений была из ткани бежевого цвета.
Модификации
КИМ-10-50
2-дверный седан - базовая и самая распространенная модель, выпускалась с 1940 по 1941 год.
КИМ-10-51
Модификация автомобиля КИМ-10-50 с открытым кузовом типа фаэтон, выпущенная в 1941 году. Данное авто было предназначено для эксплуатации преимущественно в южных регионах союза и как военный штабной автомобиль. Для защиты от непогоды оснащался матерчатым складывающимся тентом и боковинами с целлулоидными окнами, как на автомобиле ГАЗ-А. Планировалось выпустить 50 тысяч экземпляров данного авто, однако через 2 месяца после начала производства началась война, и производство свернули.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | |
Колесная формула | 4х2 |
Габариты, мм | |
Длина | 3943 |
Ширина | 1430 |
Высота | 1630 |
Колесная база | 2386 |
Клиренс | 210 |
Снаряженная масса, кг | 830 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Объем, см3 | 1172 |
Мощность, л.с. | 30 |
Коробка передач | Механическая, 3-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 8 |
Объем топливного бака, л | 32 |