ЗИС-101

Лимузин высшего класса ЗИС-101
  • Годы производства: с 1936 по 1941 год
  • Производитель: Завод имени Сталина «ЗИС»
  • Выпущено автомобилей: 8752
  • История создания
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Семиместный представительский автомобиль высшего класса с кузовом типа «лимузин», который выпускал Завод имени Сталина в 1936-1941 годах, получил название ЗИС-101. Автомобиль был создан на основе конструктивных решений американского Buick-32-90 образца 1932-1934 годов выпуска.

При создании автомобиля, было решено не копировать американский Buick, а создавать свой собственный автомобиль на его основе. Конструкторы ЗИС устранили сложные и ненадежные узлы которыми обладал американец, такие как автоматическое управление сцеплением и дистанционная регулировка амортизаторов. Для эксплуатации в дорожных условиях СССР рама и ходовая часть были усилены и переработаны.

Рулевое управление и задняя подвеска была позаимствована у автомобилей фирмы «Packard», а от «Бьюика» ЗИС-101 унаследовал верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель. Однако кузов был спроектирован заново и не являлся копией американца. Над созданием кузова в течение 16 месяцев работала американское кузовное ателье Budd Company, которое на основе советских эскизов создала современный для тех лет кузов, взяв за свою работу 500 000 долларов.

Весной 1936 года были собраны первые опытные образцы которые были показаны Секретарю ВКП(б) Иосифу Сталину, а с января 37 года началась конвейерная сборка автомобилей ЗИС-101. 

В 1939 году автомобиль подвергся модернизации и стал называться ЗИС-101А. Этот автомобиль получил кузов цельнометаллической конструкции с более современным оформлением. ЗИС-101А получил новый карбюратор и форсированный до 116 лошадиных сил двигатель с алюминиевыми поршнями. Максимальная скорость возросла на 10 км/ч и теперь стала составлять 125 км/ч.

Хоть ЗИС-101 в личное пользование купить было невозможно, все же он обслуживал не только высших партийных и государственных чиновников, но так же использовался в качестве такси дальнего назначения. Всего за 5 лет производства было выпущено 8752 экземпляра автомобилей.

Модификации

ЗИС-101А

Модернизированный автомобиль ЗИС-101А с форсированным двигателем. Был выпущен в 1939 годуМодернизированный в 1939 году автомобиль с форсированным двигателем и иной маской радиатора с полукруглым сечением.

 ЗИС-101А-Спорт

Востановленный по чертежам и фотографиям спортивный автомобиль ЗИС-101А Спорт. Был выпущен в единственном экземпляре в 1939 годуСпортивный автомобиль, созданный в единственном экземпляре в 1939 году на базе ЗИС-101А, официальное название «ЗИС-Спорт». Автомобиль получил рядный 8-цилиндровый, 6-литровый двигатель с увеличенной степенью сжатия. Мощность двигателя составляла 141 лошадиную силу. В подвеске были применены стабилизаторы поперечной устойчивости. Согласно расчетам автомобиль должен был развивать скорость 180 км/ч, однако в ходе испытаний автомобиль смог развить 162,4 км/ч, что тоже не мало.

Старая фотография автомобиля «ЗИС-101А-Спорот»

Во время войны автомобиль не был вывезен при эвакуации завода и до наших времен не сохранился. Однако в 2012 году был показан воссозданный по сохранившимся чертежам и фотографиям реставрационным центром «Молотов-гараж» экземпляр спортивного автомобиля под названием ЗИС-101А Спорт.

 ЗИС-101Б

ЗИС-101Б единственный экземпляр автомобиля с выступающим багажникомЕдинственный экземпляр, построенный в 1941 году который отличался выступающим багажником. Приборы на панели были прямоугольной формы, а на руле вокруг сигнала было хромированное кольцо.

ЗИС-101Л

Единственный экземпляр в комплектации «Люкс», отличался иной отделкой, кроме того в автомобиле присутствовал телефон.

ЗИС-101Э

Бронированный автомобиль с толщиной стекол 70мм. Всего было выпущено 2 экземпляра. 

ЗИС-102

Кабриолет (фаэтон) ЗИС-102. На данном автомобиле двери открывались по ходу движенияАвтомобиль с открытым кузовом «кабриолет» («фаэтон»). Двери автомобиля в отличие от ЗИС-101 открывались по ходу движения. Всего с 1937 по 1939 год было выпущено 8 автомобилей ЗИС-102.

ЗИС-102А

Единственный экземпляр автомобиля с кузовом фаэтон, имевший аналогичный ЗИС-101А двигатель и облицовку радиатора. ЗИС-102А участвовал в параде на Красной площади 1 мая 1941 года.

Фотографии

Старая фотография автомобиля ЗИС-101, вид сбокуСалон автомобиля ЗИС-101 (фото салона ЗИС-101)

 
 

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка
Колесная формула 4x2
Количество мест 7
Габариты, мм
Длина 5647
Ширина 1892
Высота 1856
Колесная база 3605
Клиренс 190
Полная масса, кг 1550
Двигатель
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 8
Объем, см3 5750
Мощность, л.с. 110
Коробка передач Механическая, 3-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 115 км/ч (125 км/ч у ЗИС-101А)
Объем топливного бака, л 85