История создания
ЗИС-6 — советский 6-колесный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 4 тонны был создан на базе грузовика ЗИС-5. Этот автомобиль являлся вторым по массовости 6-колесным грузовиком после ГАЗ-ААА в Красной Армии в 30-х годах и в начальный период Великой Отечественной войны.
Прототипом автомобиля ЗИС-6 в начале 30-х годов был опытный грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3. АМО-3 был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки. Предсерийный трехосный грузовик изначально именовался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6. На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами. Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации. Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-ой реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.
В отличие от ЗИС—5 машина была снабжена вакуумным усилителем в механическом приводе тормозов. Зажигание в двух вариантах — батарейное или от магнето. С учетом специфики эксплуатации емкость бензобака была увеличена до 105 литров, а емкость двух аккумуляторов — до 210 А-ч.
В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм шасси ЗИС-6К (на базе ЗИС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940—1941 годах на усиленном короткобазном шасси ЗИС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году, но из-за начала ВОВ фактически остался опытной моделью. На шасси ЗИС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2, фургон-радиостанцию, топливозаправщик БЗ-35, применявшийся, в основном, в авиации, передвижную 30-киловаттную электростанцию АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоулавливатель ЗТ-5, 3-тонный автокран АК-3, автокран «Январец» и т. д.
В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ под руководством И.И. Гвая были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 (Катюша)
21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение РККА.
С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 экземпляров ЗИС-6
Модификации
- Автобус ЗИС-6 «Люкс» - построенный в 1935 году на удлиненном шасси ЗИС-6 автобус рассчитанный на 28 пассажиров
- БА-11 - экспериментальный бронеавтомобиль, созданный на укороченном шасси ЗИС-6К
- РУС-2 - радиолокатор на шасси ЗИС-6
- БЗ-35 - топливозаправщик на шасси ЗИС-6
- АЭС-3 - передвижная электростанция мощностью 30 киловатт
- ПО-15-8 - передвижной прожектор на шасси ЗИС-6
- ЗТ-5 - звукоуловитель
- АК-3 - автокран грузоподъемностью 3 тонны
- БМ-13 - установка для реактивных снарядов (знаменитая «Катюша»)
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 6x4 |
Количество мест | 2 (в кабине), 25 (в кузове) |
Габариты, мм | |
Длина | 6060 |
Ширина | 2235 |
Высота | 2160 |
Колесная база | 3360+1080 |
Снаряженная масса, кг | 4230 |
Грузоподъемность, кг | 4000 (на шоссе) 2500 (на грунте) |
Двигатель | |
Модель | ЗИС-5 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 6 |
Объем, см3 | 5550 |
Мощность, л.с. | 73 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 40 |
Объем топливного бака, л | 105 |