ЗИС-11

Удлиненное шасси ЗИС-11 предназначенное для пожарных автомобилей
  • Годы производства: с 1934 по 1941 год
  • Производитель: Завод имени Сталина «ЗИС»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Фотографии автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

С 1934 года на заводе имени Сталина в Москве началось производство ЗИС-11 – автомобилей, которые предназначались для монтажа пожарного оборудования. Такие машины назывались ПМЗ-1, где ПМЗ расшифровывается как «пожарная машина ЗИС».

ПМЗ-1 сразу понравилась пожарным за мощный двигатель, по­зволявший с помощью разветвителей обеспечить работу сразу четырех стволов. Благодаря этому небольшой пожар нередко удавалось, пользуясь привезенной водой, погасить с помощью одной машины, на которой приезжала солидная команда — до 16 человек.

Выпуск ЗИС-11 закончился с началом войны в 1941 году, а после войны началось производство пожарных машин на шасси уже совершенно новых послевоенных грузовиков. За все время производства было выпущено 3047 экземпляров ЗИС-11.

Дизайн и конструкция

В качестве базы для ЗИС-11 было взято шасси массового грузовика ЗИС-5 по прозвищу «Захар». Позади рамы ЗИС-11 устанавливался насос, по центру рамы располагалась надстройка с двумя скамьями для пожарной команды по бокам (по 6 человек с каждой стороны). В надстройке имелись короба для пожарных инструментов, а над ней укладывались пожарные рукава и лестницы. С каждой стороны имелось по одной катушке с выкидными рукавами длиной по 80 метров, сзади крепилась еще одна катушка большего размера. На неё был намотан рукав длиной 160 метров. Кстати, эта большая катушка была снабжена колёсами для перевозки, так как поднять её пожарным было не под силу.

ПМЗ-1 - пожарный автомобиль на шасси ЗИС-11Приехав на пожар, водитель ставил машину поближе к водоему. Выжав сцепление, он включал насос и прямую передачу и перехо¬дил к управлению насосом в задке машины. После прокладки ру¬кавных линий, шофер настраивал мотор на 1000 — 1500 об/мин, чему соответствовали показания спидометра 30 — 40 км/ч. При заполнении насоса водой та начинала истекать тонкой струйкой из сигнальной трубки вакуум-аппарата. Если этого не происходи¬ло, водитель заполнял насос водой из бака первой помощи. Как только из сигнальной трубки появлялась струйка воды, он откры¬вал вентили выкидных рукавов, увеличивал обороты мотора до требуемой величины и отключал вакуум-аппарат.

При необходимости оказать первую помощь, водитель, заглушив впускной штуцер и наполнив насос привезенной водой, включал его в работу. Если же воду брали из магистрали, то включать вакуум-аппарат не требовалось. Чтобы наполнить бак первой помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий вентиль, а после появления струйки из контрольной трубки закрыть его.

Не следует думать, что управлять процессом подачи воды было так уж просто. В действительности требовалась немалая сноровка, чтобы в считанные секунды (не дольше, чем за минуту) обеспечить уверенную подачу воды в брандспойты.

Фотографии

Пожарный автомобиль ЗИС-11 (ПМЗ-1)Автолестница на удлиненном шасси ЗИС-11ЗИС-11 старая фотографияСтарая фотография пожарной машины ПМЗ-1 на шасси ЗИС-11

 

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Грузоподъемность, кг 3 500
Двигатель
Модель ЗИС-5
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 6
Объем, см3 5550
Мощность, л.с. 73
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 60
Расход топлива, л/100км
Смешанный 35