ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка» - история создания, технические характеристики, фото, видео
  • Годы производства: с 1959 по 1978 год
  • Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Первый опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» был построен в 1955 году на базе представительского автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ», этот опытный образец получил индекс ГАЗ-12В, но уже носил название «Чайка». Прототип уже комплектовался решеткой радиатора, на которой находилась декоративная деталь в виде крыла птицы. ГАЗ-12В «Чайка» был выпущен как минимум в двух экземплярах, которые внешне отличались незначительно, основное отличие было в двигателях, объем которых составлял 4.9 и 5.5 литра.

4-дверный 7-местный седан ГАЗ-13 "Чайка"

Однако все работы по модернизации «ЗИМа» в новую модель решили прекратить, как не крути, а его кузов по меркам тех лет уже устарел. Было решено начинать разработку «Чайки» с чистого листа, дизайнером нового кузова ГАЗ-13 стал Лев Еремеев. В 1956 году были созданы первые ходовые прототипы, которые внешне уже напоминали серийный автомобиль, но все еще существенно отличались в деталях.

Изначально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускали в 4-дверном кузове типа седан, в салоне которого могли разместиться 7 пассажиров. В 1961 году появилась модификация с 6-местным кузовом типа «кабриолет» (другое название «фаэтон»), это модель, которая обозначалась как ГАЗ-13Б, имела складной тент с электрогидравлическим приводом, у него отсутствовали рамки стекол дверей, а сами боковые стекла имели легкую металлическую окантовку. В этом же году по спецзаказу начали выпускать лимузин ГАЗ-13А, данный автомобиль был оснащен перегородкой между водителем и пассажирским отделением.

В 1978 году автомобиль модели ГАЗ-13 «Чайка» был снят с производства, хотя некоторые его модификации продолжали выпускать небольшими партиями.

Дизайн и конструкция

Панель приборов автомобиля ГАЗ-13 "Чайка" с расположенным в центре радиоприемником

Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.

Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» - нейтраль, «Д» - движение, «Т» - торможение, «ЗХ» - задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.

Салон автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"

Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.

В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.

Модификации

ГАЗ-13

ГАЗ-13 "Чайка" базовый 7-местный седанБазовый седан c закрытым четырёхдверным кузовом с тремя рядами сидений без внутренней перегородки

ГАЗ-13А

Лимузин ГАЗ-13А "Чайка". Данный автомобиль был произведен в ограниченном экземпляре по спецзаказуЛимузин, который производили по спецзаказам, в основном Министерства обороны. Автомобили выпускались с установленной внутренней перегородкой между водителем и пассажирским отделением. На данный момент сохранился лишь один экземпляр ГАЗ-13А с кузовом лимузин.

ГАЗ-13Б

Кабриолет ГАЗ-13Б с мягкой откидной крышейАвтомобиль с открытым кузовом типа «фаэтон» ("кабриолет). мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Всего было изготовлено около 20 экземпляров "Чаек" без крыши.

ГАЗ-13С

Санитарный универсал ГАЗ-13С который выпускался заводом РАФВыпускаемый заводом РАФ в 1973 - 1982 годах санитарный универсал, который собирался вручную. Автомобиль оснащался перегородкой в кузове и носилками. Всего за 9 лет было выпущено порядка 20 автомобилей с кузовом типа "универсал".

Фотографии

ГАЗ-13 "Чайка" фотоСалон ГАЗ-13С - санитарная модификацияСалон автомобиля ГАЗ-13 "Чайка". В отличие от своего предшественника ГАЗ-12 все двери открываются против движенияБагажный отсек санитарного универсала ГАЗ-13СКабриолет (фаэтон) ГАЗ-13Б с поднятой крышейРешетка радиатора ГАЗ-13 "Чайка" (вид спереди)

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 7
Габариты, мм
Длина 5600
Ширина 2000
Высота 1620
Колесная база 3250
Клиренс 180
Колея, мм
Передняя 1540
Задняя 1530
Масса, кг
Снаряженная 2100
Полная 2660
Грузоподъемность, кг 560
Двигатель
Модель ГАЗ-13 (ЗМЗ-13); ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 8
Объем, см3 5 526
Мощность, л.с. 195 и 215 соответственно
Коробка передач Автоматическая, гидромеханическая, 3-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 160
Расход топлива, л/100км
Город 21
Трасса 14
Объем топливного бака, л 80

Комментарии   

+4 # Рудди 18.06.2015 19:00
Зачетный ГАЗик, я бы и сейчас такой хотел. Отреставрировать, затюнинговать салон, качественная музыка... Мечта а не машина получилась бы. К тому же редкая, такую на дорогах не каждый день увидеть можно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать