История создания
В 1929 году Союзом Советских Социалистических Республик было подписано соглашение с американской компанией Ford Motors Company, которое предусматривало обмен технической документацией в течение 10-летнего срока. В 1933-1934 годах модельный ряд фирмы Форд состоял из двух автомобилей – 4-цилиндрового Ford Model B и 8-цилиндрового Ford Model 18. Шасси и кузова их были практически идентичны и имели, в соответствии с принятой на Ford-е в те годы номенклатурой, собственное обозначение — Model 40 в 1933 и Model 40A в 1934 году.
Прототипом будущего советского автомобиля модели ГАЗ М-1 по прозвищу «Эмка» послужил американский Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года, с 4-цилиндровым мотором и стандартным оформлением. По условиям договора американской стороной была передана документация по данному автомобилю автозаводу «ГАЗ», однако подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно
В ходе испытаний американской модели в советских условиях выяснилось, что автомобиль совершенно не пригоден для наших дорог. Форд обладал слабой рамой, жесткой подвеской на поперечных рессорах, которая была не долговечной, фрикционные амортизаторы были мягко сказать неудовлетворительными. Из-за особенности конструкции задней подвески все толчки, возникающие при езде по неровной дороге, пассажиры ощущали троекратно.
Для того чтобы американский автомобиль удовлетворял советским дорожным условиям его просто необходимо было дорабатывать. Во-первых надо было улучшить прочность и надёжность и комфортабельность автомобиля, повысить проходимость и кроме того сделать автомобиль настолько простым в обслуживание чтобы его мог отремонтировать даже не квалифицированный персонал. И инженерам автозавода «ГАЗ» это удалось.
Специалисты Горьковского автомобильного завода фактически заново спроектировали узлы автомобиля, причем таким образом, что на заводе модель ГАЗ-М1 уже считали собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием.
Советский автомобиль ГАЗ-М1 «Эмка» выпускалась Горьковским автомобильным заводом «ГАЗ» с 1936 по 1943 год, за это время было выпущено 62888 экземпляров автомобилей, включая всевозможные модификации.
В конце 2016 года, спустя 73 года после выпуска последней модели, автомобиль ГАЗ-М1 можно не только найти на дорогах нашей страны, но и купить! Цена автомобиля ГАЗ-М1 на начало 2017 года варьирует от 550 тысяч рублей до 1 миллиона 870 тысяч рублей, раритет все же. Да, сумма конечно не маленькая, но ведь это же один из самых знаменитых автомобилей советской эпохи.
Дизайн и конструкция
Переработанный под советские условия автомобиль ГАЗ-М1 получил четыре продольные рессоры вместо двух поперечных и гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия, вместо фрикционных, которыми комплектовались американские Форды. Полностью переработали конструкцию рулевого управления, изменили привод тормозов, автомобиль получил штампованные колёсные диски (у американца были диски со спицами) и шины низкого давления с более высоким профилем. Кстати в плане подвески ГАЗ-М1 превосходил даже более позднюю модель «Форда», на которую вплоть до 1948 года ставили устаревшую переднюю подвеску на поперечной рессоре.
ГАЗ-М1 «Эмка» получил модернизированный двигатель от автомобиля ГАЗ-А мощностью 50 лошадиных сил на плавающей подвеске, которая значительно снизила передачу вибраций на раму. В итоге автомобиль получился современнее не только своего предшественника ГАЗ-А, но и своего американского прототипа.
По сравнению со своим советским предшественником автомобилем ГАЗ-А, «Эмка» получилась намного более комфортабельной, с лучшей отделкой и оборудованием салона. Передние сиденья стали регулируемыми, появились противосолнечные козырьки, а на панели приборов появился электрический указатель уровня топлива. Главным новшеством стал практически полностью металлический кузов, единственной деревянной деталью которого был боковой брус крыши, сама же крыша была брезентовой с теплоизолирующей прокладкой. Кузов устанавливался на жесткую лонжеронную раму с Х-образной поперечиной, которую штамповали из 3 миллиметровой стали.
В конструкцию автомобиля ГАЗ-М1 добавили бензонасос (у его предшественника ГАЗ-А топливо поступало самотеком с бака), масляный насос и систему смазки под давлением, модернизировали карбюратор. Для более продуктивного охлаждения двигателя появился насос в системе охлаждения. Появился автомат опережения зажигания, в то время как на автомобиле ГАЗ-А водитель сам устанавливал угол опережения при помощи специального рычажка на рулевой колонке.
Модификации
ГАЗ-М-1 Такси
Автомобиль для службы в такси, отличался наличием таксометра и элементами окраски кузова. У прототипов данной модели запасное колесо располагалось на переднем левом крыле, позже от него избавились. В течение 10 лет, с 1936 по 1946 год, это был основной автомобиль такси для советских граждан. Последние таксомоторы ГАЗ-М1 были выведены из эксплуатации в 1946-47 годах.
ГАЗ-М-1 Фаэтон
Опытный образец автомобиля с кузовом типа фаэтон, выпущенный в 1937 году. Именно его кузов был использован в 1939 году при создании опытного автомобиля ГАЗ-61-40.
ГАЗ-М-415
Пикап на базе ГАЗ-М1 «Эмка» грузоподъемностью 500 килограмм.
ГАЗ-11-73
Седан с новым 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, прототипом которого был двигатель американского автомобиля Dodge D-5. ГАЗ-11-73 получил измененную облицовку радиатора и новый капот. Производился с 1940 по 1948 год с перерывом во время Великой Отечественной Войны (1941-1945).
ГАЗ-61-73
Первый в мире полноприводный седан с колесной формулой 4х4 и грузоподъёмностью пол тонны, который был построен на базе седана ГАЗ-М1. Выпускался с 1941 по 1945 год.
ГАЗ-М-1-V8
Седан, оснащенный импортным 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 65 лошадиных сил. Выпускался в малых количествах для нужд НКВД.
ГАЗ-11-40
Опытный автомобиль с кузовом типа фаэтон, оснащенный 6-цилиндровым двигателем. В 1941 году все выпущенные фаэтоны, в количестве 6 экземпляров были переделаны на шасси ГАЗ-61, и переименованы в ГАЗ-61-40.
Трёхосный пикап на базе ГАЗ-М1 с колесной формулой 6х4 и кабиной от «Полуторки». Серийно не выпускался.
ГАЗ-М-25
Автомобиль, предназначенный для нужд армии с вытянутым в длину кузовом от ГАЗ-М-1. У ГАЗ-М25 было 5 мест для сидения в закрытом салоне и ещё 2 открытых места в откидной крышке багажника. Такая компоновка называлась «рамбл-сит» (rumble-seat), или автомобиль с «тёщиным местом». Аналогично пикапу ГАЗ-М-21, седан имел колёсную формулу 6х4 с ведущими задними мостами.
ГАЗ-11-415
Пикап с 6-цилиндровым двигателем семейства ГАЗ-11, по конструкции кузова является развитием модели ГАЗ-М-415. Серийно не выпускался.
ГАЗ-61-415
Полноприводный пикап, разработанный в 1940 году, с колесной формулой 4х4. Было выпущено всего два экземпляра, серийно не выпускался.
ГАЗ-61-417
Лёгкий артиллерийский тягач с колесной формулой 4х4, выпущенный во второй половине 1941, был укомплектован 57-миллиметровыми противотанковыми пушками с прицепными передками. Всего было вВыпущено 36 автомобилей.
ГАЗ(НАТИ)-ВМ
Полугусенично-колесный вездеход на базе ГАЗ-М-1 с кузовами типа седан и пикап, разработанный институтом «НАМИ» (в те времена «НАТИ») в 1938. В основе конструкции задней части автомобиля были реализованы гусеницы. Причем гусеницы можно было снять, оставив только колеса. Вездеход мог передвигаться, как на колесах, так и при помощи резиновых гусениц.
ГАЗ-ГЛ1
Гоночный автомобиль, построенный на базе ГАЗ-М1 под руководством Е.В. Агитова в 1938 году. Автомобиль смог развить на дистанции в 1 км с ходу скорость 147,84 км/ч. Позднее, в 1940 году, на него был установлен форсированный силовой агрегат ГАЗ-11, мощностью 100 лошадиных сил. Модернизированная версия установила всесоюзный рекорд скорости - 161,78 км/ч.
БА-20
Лёгкий бронеавтомобиль, выпускался Выксинским заводом ДРО на шасси М-1 с 1936 по 1942 год. Имел более вместительный кузов, пулеметную башню и пулестойкие шины. В 1939 году был создан модернизированный вариант БА-20М с более высокой конической башней, двумя пулеметами и радиостанцией. Также существовал железнодорожный вариант БА-20ЖД. Всего было выпущено 2114 экземпляров бронеавтомобилей серии БА-20.
ГАЗ-М1Г
Газогенераторный легковой автомобиль на базе ГАЗ-M1. Опытный образец машины был собран в московском таксомоторном парке N92. Газогенераторная установка находилась в заднем выступе кузова, а впереди, под удлиненным капотом двигателя, стоял охладитель газа. Топливом ГАЗ - М1Г служили дровяные чурки. Розжиг газогенератора и пуск двигателя занимал 5-6 минут.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 5 |
Габариты, мм | |
Длина | 4625 |
Ширина | 1770 |
Высота | 1775 |
Колесная база | 2845 |
Клиренс | 210 |
Колея, мм | |
Передняя | 1435 |
Задняя | 1440 |
Снаряженная масса, кг | 1370 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Двигатель | |
Модель | ГАЗ-М |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 3285 |
Мощность, л.с. | 50 |
Коробка передач | Механическая, 3-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 98 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 14,5 |
Объем топливного бака, л | 60 |