НАМИ-ВМ

Концептуальный автомобиль НАМИ-ВМ
  • Концептуальный либо не серийный автомобиль
  • Был выпущен: в 1937 году
  • Производитель: Научно-исследовательский институт «НАТИ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

НАМИ-ВМ – полугусеничный автомобиль разработанный силами коллектива НАТИ на базе ГАЗ-М1 с применением гусеничной тележки идентичной автомобилям НАТИ-В3 (в дальнейшем – ГАЗ-60).

Государственные испытания полугусеничного автомобиля НАТИ-ВМ проходили в два этапа. Первый этап продлился с декабря 1937 по март 1938 года, а второй с апреля по июль 1938 года. По итогам прошедших испытаний был вывялен и высказан ряд существенных недостатков. Недостатки прототипов даже не стали исправлять, ведь в 1938 году Горьковский автомобильный завод уже начал проектирование полноприводного автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-61 и дальнейшая доводка НАМИ-ВМ стала нецелесообразной, работы по автомобилю пришлось свернуть.

Всего было построено два автомобиля НАМИ-ВМ - с легковым кузовом типа «фаэтон» и грузовым типа «пикап».

Дизайн и конструкция

За основу НАМИ-ВМ был взят автомобиль ГАЗ-М1, у которого усилили раму под агрегаты гусеничного хода. На первый взгляд получившийся автомобиль выглядел почти так же как знаменитая "Эмка", но в глаза сразу бросается гусеничная тележка вместо задних колес. Хотя колеса сзади тоже присутствовали, даже две пары (с пневматическими шинами), но их задачей была передача крутящего момента резиновой гусеничной ленте с металлическими накладками.

НАМИ-ВМ с кузовом типа "фаэтон" и гусеничным движителемНовый движитель (гусеничная тележка) имел два двойных ската ведущих колес, между которыми в верхней и нижней частях располагались бегунки. По скатам и бегункам шла резиновая лента с ребордой (гребнем) на внутренней стороне. Этот гребень не позволял ленте сползать в сторону. Для лучшего сцепления с грунтом с наружной стороны располагались «башмаки».

В летнее время НАМИ-ВМ можно было превратить в легкий трехосный вездеход с колесной формулой 6х4, для этого необходимо было снять гусеницы и заменить катки движителя обычными колесами «М1». В таком варианте автомобиль расходовал 32 литра бензина на 100 километров пути. В зимнее время задние колеса меняли на гусеничную тележку, а под передние колеса при желании можно было смонтировать лыжи. Зимний вариант НАМИ-ВМ потреблял 41 литр бензина на 100 километров пути.

Автомобиль НАМИ-ВМ с кузовом типа фаэтон, вид сзади

Передняя ось представляла собой доработанную версию оси ГАЗ-М1, она была трубчатой конструкции. Многие другие детали так же были заимствованы у «Эмки» - рама (в доработанном варианте, с усилениями), рулевой механизм, передний щиток, электрооборудование и т.д.

Первый автомобиль НАМИ-ВМ с 5-местным, 2-дверным кузовом типа «фаэтон» задумывался как штабной. Передние сиденья были раздельными, при необходимости они могли складываться, тем самым освобождая проход в заднюю часть кузова. В задней части кузова располагалось 3-местное сиденье и откидной столик. Ящик с инструментами располагался под передним сиденьем в специально отведенном для него месте. Фаэтон весом почти 2.5 тонны со снятыми гусеницами мог развивать скорость до 60 км/ч при движении по шоссе, а на полугусеничном ходу до 48 км/ч.

Кабина грузопассажирского пикапа была переделана из кузова того же самого ГАЗ-М1, а за ней располагалась грузовая платформа специальной конструкции. В грузовой платформе можно было перевозить как грузы, так и пассажиров (6 человек) на съемных сиденьях с узкой спинкой.

Модификации

  • НАМИ-ВМ фаэтон - автомобиль с закрытым 5-местным кузовом
  • НАМИ-ВМ пикап - автомобиль с 2-местной кабиной и грузовой платформой специальной конструкции

Фотографии

НАМИ-ВМ с гусеничным движителем, вид слеваНАМИ-ВМ с кузовом типа фаэтон, вид справаВторой образец НАМИ-ВМ с кузовом типа пикап, гусеничным движителем и лыжами под передними колесамиПолугусеничный автомобиль повышенной проходимости НАМИ-ВМ с кузовом типа пикап движется по снегу

 

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 5 (фаэтон), 2+6 (пикап)
Габариты, мм
Длина 5060 (фаэтон) 5020 (пикап)
Ширина 2310 (фаэтон) 2254 (пикап)
Высота 1870 (фаэтон) 1820 (пикап)
Снаряженная масса, кг 2440 (зимний вариант) 2460 (летний вариант)
Грузоподъемность, кг 500
Двигатель
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см3 3285
Мощность, л.с. 50
Максимальная скорость, км/ч 60 (на колесах), 48 (на гусеницах)
Расход топлива, л/100км
Смешанный 32 (на колесах), 41 (на гусеницах)