История создания
НАМИ-ВМ – полугусеничный автомобиль разработанный силами коллектива НАТИ на базе ГАЗ-М1 с применением гусеничной тележки идентичной автомобилям НАТИ-В3 (в дальнейшем – ГАЗ-60).
Государственные испытания полугусеничного автомобиля НАТИ-ВМ проходили в два этапа. Первый этап продлился с декабря 1937 по март 1938 года, а второй с апреля по июль 1938 года. По итогам прошедших испытаний был вывялен и высказан ряд существенных недостатков. Недостатки прототипов даже не стали исправлять, ведь в 1938 году Горьковский автомобильный завод уже начал проектирование полноприводного автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-61 и дальнейшая доводка НАМИ-ВМ стала нецелесообразной, работы по автомобилю пришлось свернуть.
Всего было построено два автомобиля НАМИ-ВМ - с легковым кузовом типа «фаэтон» и грузовым типа «пикап».
Дизайн и конструкция
За основу НАМИ-ВМ был взят автомобиль ГАЗ-М1, у которого усилили раму под агрегаты гусеничного хода. На первый взгляд получившийся автомобиль выглядел почти так же как знаменитая "Эмка", но в глаза сразу бросается гусеничная тележка вместо задних колес. Хотя колеса сзади тоже присутствовали, даже две пары (с пневматическими шинами), но их задачей была передача крутящего момента резиновой гусеничной ленте с металлическими накладками.
Новый движитель (гусеничная тележка) имел два двойных ската ведущих колес, между которыми в верхней и нижней частях располагались бегунки. По скатам и бегункам шла резиновая лента с ребордой (гребнем) на внутренней стороне. Этот гребень не позволял ленте сползать в сторону. Для лучшего сцепления с грунтом с наружной стороны располагались «башмаки».
В летнее время НАМИ-ВМ можно было превратить в легкий трехосный вездеход с колесной формулой 6х4, для этого необходимо было снять гусеницы и заменить катки движителя обычными колесами «М1». В таком варианте автомобиль расходовал 32 литра бензина на 100 километров пути. В зимнее время задние колеса меняли на гусеничную тележку, а под передние колеса при желании можно было смонтировать лыжи. Зимний вариант НАМИ-ВМ потреблял 41 литр бензина на 100 километров пути.
Передняя ось представляла собой доработанную версию оси ГАЗ-М1, она была трубчатой конструкции. Многие другие детали так же были заимствованы у «Эмки» - рама (в доработанном варианте, с усилениями), рулевой механизм, передний щиток, электрооборудование и т.д.
Первый автомобиль НАМИ-ВМ с 5-местным, 2-дверным кузовом типа «фаэтон» задумывался как штабной. Передние сиденья были раздельными, при необходимости они могли складываться, тем самым освобождая проход в заднюю часть кузова. В задней части кузова располагалось 3-местное сиденье и откидной столик. Ящик с инструментами располагался под передним сиденьем в специально отведенном для него месте. Фаэтон весом почти 2.5 тонны со снятыми гусеницами мог развивать скорость до 60 км/ч при движении по шоссе, а на полугусеничном ходу до 48 км/ч.
Кабина грузопассажирского пикапа была переделана из кузова того же самого ГАЗ-М1, а за ней располагалась грузовая платформа специальной конструкции. В грузовой платформе можно было перевозить как грузы, так и пассажиров (6 человек) на съемных сиденьях с узкой спинкой.
Модификации
- НАМИ-ВМ фаэтон - автомобиль с закрытым 5-местным кузовом
- НАМИ-ВМ пикап - автомобиль с 2-местной кабиной и грузовой платформой специальной конструкции
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 5 (фаэтон), 2+6 (пикап) |
Габариты, мм | |
Длина | 5060 (фаэтон) 5020 (пикап) |
Ширина | 2310 (фаэтон) 2254 (пикап) |
Высота | 1870 (фаэтон) 1820 (пикап) |
Снаряженная масса, кг | 2440 (зимний вариант) 2460 (летний вариант) |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 3285 |
Мощность, л.с. | 50 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 (на колесах), 48 (на гусеницах) |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 32 (на колесах), 41 (на гусеницах) |