История создания
Работа над автомобилем НАМИ-013 началась с формулировки задания, зафиксированного в планах института НАМИ и велась по двум направлениям: «проектирование экспериментального обтекаемого кузова» и «самоходная платформа для испытания перспективных агрегатов». Создатели автомобиля рассчитывали, что на самоходную платформу поставят обтекаемый кузов и автомобиль будет готов, а те перспективные агрегаты, которые покажутся недостаточно надежными, можно будет легко заменить серийными.
Все оказалось не так просто, первый вариант кузова, разработанный Долматовским, забраковали, он выглядел слишком необычным для своего времени. В то время никто просто не знал, как должен выглядеть автомобиль вагонной компоновки, и любое предложение казалось вызывающим. Пришлось устраивать конкурс среди художников-конструкторов, потом делать коллективный проект.
В то время когда дизайнеры рисовали модель будущего несущего кузова, инженеры уже построили платформу автомобиля. Изготовили днище будущего кузова, разместили на нем двигатель, сиденья, органы управления, а сверху приварили некое подобие кабины из труб. Эта трубчатая конструкция воспринимала на себя все нагрузки вместо отсутствовавшего кузова. Весь макет обтянули презентом и в таком виде в декабре 1950 года провели первую поездку, а в 1951 году начались испытания.
В ходе испытаний были отбракованы негодные разработанные специально для НАМИ-013 агрегаты – но при этом осталось достаточно много технических новинок. В частности, впервые в СССР была применена гидромеханическая трансмиссия собственной разработки НАМИ.
После того как обтекаемый кузов все-таки был готов, его установили на автомобиль и начались очередные испытания. В ходе испытаний выяснилось что двигатель, расположенный в задней части автомобиля сильно перегревался и конструкторы продолжили дорабатывать автомобиль.
Автомобиль НАМИ-013 существовал в единственном экземпляре, с 1949 по 1953 год его неоднократно дорабатывали, изменяя детали кузова. Внешний вид автомобиля за это время изменялся трижды!
Судьба единственного экземпляр автомобиля НАМИ-013 оказалась печальной, по окончании всех испытаний автомобиль разрезали автогеном и сдали на металлолом. Однако опыт, накопленный при его создании, частично использовали позднее при проектировании экспериментального автомобиля «Белка».
Дизайн и конструкция
НАМИ-013 был довольно приличных габаритов, имел несущий кузов (в те годы это было новинкой) внутри которого располагалось три ряда сидений. На автомобиле применили независимую подвеску всех колес, бездисковые колеса очень маленького для тех лет размера (13 дюймов), обода которых были непосредственно связаны с тормозными барабанами.
Необычная форма кузова и компоновка автомобиля не имела аналогов во всем мире. Обладая примерно теми же габаритами что и "ЗиМ" НАМИ-013 обладал куда более просторным салоном и благодаря узкой колесной базе имел гораздо меньший радиус поворота.
Оригинальный оппозитный силовой агрегат НАМИ-013 (на прототипе использовали двигатель ГАЗ-М20) располагался в задней части автомобиля, его впускные клапана находились сверху, а выпускные снизу.
От механической коробки передач на автомобиле НАМИ-013 пришлось отказаться из-за чрезмерной длины тяг ведь двигатель и коробка передач располагались сзади, а водитель сидел перед передними колесами. А вот гидромеханическая трансмиссия «НАМИ-ДК» оказалась исключительно уместной на автомобиле вагонной компоновки. Это был первый отечественный автомобиль с коробкой автомат!
Для того чтобы замаскировать заднее расположение двигателя, воздухозаборники у моторного отсека сделали совсем незаметными, они не обеспечивали достаточного охлаждения и как следствие двигатель сильно перегревался. Для устранения такого недочета было решено по бокам кузова, сделать «уши» из разрезанного пополам большого бидона, однако во время движения машины по бокам создавалось разрежение воздуха и применение «ушей» не дало результатов.
Решить проблему с охлаждением помог радиатор в передней части автомобиля. Радиатор разрезали на две узкие горизонтальные полоски, запаяли их и расположили одну рядом с другой впереди, прорезав специальные отверстия в переднем бампере. Длинные трубки для охлаждающей жидкости шли к мотору вдоль всего автомобиля.
Из недостатков автомобиля НАМИ-013 можно выделить шумность, вибронагруженность, недостаточно мощный мотор от «Победы»
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Заднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 6 |
Габариты, мм | |
Длина | 5020 |
Ширина | 1880 |
Высота | 1650 |
Колесная база | 2580 |
Снаряженная масса, кг | 1782 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 2111 |
Мощность, л.с. | 63.5 |
Коробка передач | Автоматическая, 2-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 113 |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи