История создания
НАМИ-0290 «Апельсин» появился в результате профессионального тюнинга «Таврии», причем не энтузиастами из какого-либо спортивного общества, а специалистами одного из самых именитых институтов — «НАМИ». Работы по проекту велись в свободное от работы время, в результате чего в 1988 году появился автомобиль с кузовом от «Таврия», у которого отрезали передок и заднюю часть салона. Оставшуюся часть кузова поставили на пространственную трубчатую раму с обязательным полунесущим каркасом безопасности.
Создатели НАМИ-0290 «Апельсин» поставили перед собой задачу построить прототип спортивного автомобиля исключительно из отечественных комплектующих, способный, вслед за «Нивой» и «Ладой» преодолеть дакаровскую трассу. Если вспомнить, что и «Нивы» и «Лады» готовила французская фирма «Poch», причем значительная часть комплектующих заимствовалась у Porshe или Ferrari… выводы можно сделать вполне однозначные. Но к звездам надо стремиться, куда же без этого? И все же, если до уровня «Париж-Дакар» НАМИ-0290 не дотянул, то среди отечественных спортпрототипов «Апельсин» был бриллиантом.
В первой гонке в Дмитрове, «Апельсин» не просто боролся за первое место, а выиграл в открытом заезде с большим отрывом. После этого НАМИ-0290 получил спортивное крещение. На международном автокроссе на приз имени академика Е. А. Чудакова (того самого – руководителя ВАММ РККА), проходившем близ деревни Юрьево Московской области, НАМИ-0290 «Апельсин» постоянно входил в число лидеров в группе А-5 и преодолевал грязь и ухабы трассы на равных с не убиваемыми «штурмовиками бездорожья» – УАЗами. После его неоднократно показывали в телепередачах и киножурналах, фотографии прототипа обошли мировую автомобильную прессу, ему сулили прекрасное спортивное будущее на коротких кроссовых трассах и на марафонских дистанциях труднейших ралли-рейдов. Но в большой автоспорт «Апельсин» так и не попал.
В 1991 году НАМИ-0290 модернизировали и дали название «Апельсин-2». ВАЗовский силовой агрегат был заменен на двигатель АЗЛК-2142 объемом 1,8 литра, однако проявить себя он не успел — наступили смутные времена. Утром ушел на работу и бесследно исчез Игорь Панасенко — он ездил на «Апельсине-1». Затем ушли еще несколько людей из команды, и коллектив распался. После распада команды автомобиль просто порезали на части и выкинули на свалку того же «НАМИ». В настоящее время, по некоторым данным, от автомобиля НАМИ-0290 сохранились только КПП и наддувный карбюратор.
Дизайн и конструкция
Автомобиль НАМИ-0290 «Апельсин» отличался центрально-моторной компоновкой и полным приводом, ВАЗовским 16-клапанным мотором с впрыском и турбонаддувом. Хорошую управляемость прототипа обеспечивали полностью независимая подвеска (независимая передняя и задняя подвеска с регулируемым углом наклона стоек) и малый вес автомобиля (одна тонна). Верхние опоры стоек крепились через специальную план-шайбу, что давало возможность подбирать оптимальные сочетания углов установки колес, типов и моделей шин. На завершающем этапе спорткар был покрашен в оранжевый цвет, что и определило его название – «Апельсин».
Позади передних сидений разместился турбированный двигатель ВАЗ-2106 объемом 1568 см3 и мощностью 180 лошадиных сил, передающий усилие на полноприводную трансмиссию. «Ампутированный» задок был использован в качестве основы для изготовления пластмассового интегрального капота, а передняя часть – оригинальная, «вылепленная» в матрице, снятой с полноразмерного макета.
Технические характеристики
Компоновка | Центральномоторная, полноприводная |
Колесная формула | 4x4 |
Количество мест | 2 |
Двигатель | |
Модель | ВАЗ-2106 с турбонаддувом |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 1568 |
Мощность, л.с. | 180 |
Подвеска | |
Передняя | Передняя и задняя независимые, с регулируемыми углами наклона стоек |