НАМИ-050 «Белка»

Экспериментальный малогабаритный автомобиль НАМИ-050 «Белка»
  • Концептуальный либо не серийный автомобиль
  • Годы производства: с 1955 по 1957 год
  • Производитель: НИИ «НАМИ» совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Фотографии автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В 1955 году заместителя главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода Ф.А. Реппхина посетила идея создания в этом заводе недорогого компактного автомобиля. Руководство Научно-исследовательского института «НАМИ» поддержало в этом. Руководителем работ был назначен главный конструктор «Нами» по легковым автомобилям Б.М. Фиттерман, а самим проектом занимались В. А. Арямов, Ю. А. Долматовский, К. В. Зейванг, К. В. Корзинкин, А. Е. Оксентьевич.

Для доступа на водительское место надо было откинуть всю переднюю часть кузоваВ середине ноября 1955 года в Москву привезли первый прототип, кузов которого был изготовлен в Ирбите. Автомобиль НАМИ-050 получил название «Белка». Концепцию автомобиля конструкторы НАМИ определяли формулой 5×5 - 5 мест, 500 килограмм сухой массы, объем двигателя 0,5 литра, расход топлива — 5 литров на 100 километров, запас хода на баке 500 километров.

Автомобиль планировали выпускать в Ирбите, об это неоднократно писали в прессе. НАМИ-050 участвовали в показах на самом высоком правительственном уровне. В начале 1957-го Совет Министров СССР решал вопрос о серийном производстве НАМИ-050, но от него отказались в пользу будущего ЗАЗ-965 в основе которого лежал "проверенный" Фиат-600.

Дизайн и конструкция

НАМИ-050 мог вместить в себя 5 человек, автомобиль отличался вагонной компоновкой с посадкой на передние сиденья через откидывающуюся вперед переднюю часть кузова, независимой пружинной подвеской, шинами малого диаметра, разборными колесными дисками, тормозами мотоциклетного типа, но с гидроприводом. Оппозитный двигатель воздушного охлаждения, созданный на базе мотоциклетного М-72, располагался в задней части автомобиля.

Помимо автомобиля с закрытым кузовом был сделан так называемый сельскохозяйственный вариант без дверей и с тентовым верхом. Два поздних образца «Белки» имели панели кузова из стеклопластика, работу с которым в то время осваивали в «НАМИ».

Фотографии

НАМИ-050 "Белка" старое фотоСельскохозяйственный вариант НАМИ-050 без дверей и с тентовым верхомНАМИ-050 цветное фотоСельскохозяйственный вариант автомобиля НАМИ-050 "Белка" старое фото

 

Технические характеристики

Компоновка Заднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 5
Снаряженная масса, кг 500 кг
Двигатель
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 2
Объем, см3 500
Мощность, л.с. 22
Расход топлива, л/100км
Смешанный 5
Объем топливного бака, л 50