НАМИ-053 Турбо

Экспериментальный автобус с газотурбинным двигателем НАМИ-053 «Турбо»
  • Концептуальный либо не серийный автомобиль
  • Был выпущен: в 1959 году
  • Производитель: Научно-исследовательский институт «НАМИ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Технические характеристики

История создания

Первый советский экспериментальный автобус, с газотурбинным двигателем построенный в 1959 году специалистами центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института на базе автобуса ЗИЛ-127 получил название НАМИ-053 Турбо или как его еще называли Турбо-НАМИ-053 . Автобус не использовался для перевозки пассажиров, а служил своего рода лабораторией на колесах, в его салоне располагались исследовательские приборы и оборудование.

Газовая турбина давно привлекала внимание конструкторов, ведь газотурбинный двигатель обладает немалыми преимуществами: большая мощность и тяговые качества, компактность, малый вес, простота конструкции и отсутствие водяного охлаждения.

Испытательный пробег по городу на автобусе НАМИ-053-ТурбоВ работе над автобусом принимали участие не только специалисты НАМИ, но и сотрудники завода имени Лихачева, институтом был спроектирован и разработан газотурбинный двигатель, а завод построил специальную коробку передач. Мощность двигателя была определена в 350 лошадиных сил, что почти в 2 раза больше дизельного ЯАЗ-М206Д (180 л.с.), который использовался в автобусах, а его вес оказался в два раза меньше. Еще одной особенностью данного двигателя являлось то что он мог работать на различном виде топлива - бензине, керосине и на дизеле.

Испытательный пробег автобуса составил свыше 5000 километров со средней скоростью 80-100 км/ч, максимальная же скорость автобуса составляла 160 км/ч. Двигатель автобуса показал хорошие результаты, как в холодное время года, так и в жару. При температуре минус 26 градусов двигатель запускался без труда, причем не было необходимости ждать, когда он прогреется, ехать можно было примерно через минуту после его пуска. В жару, когда температура воздуха в моторном отсеке доходила до 65 градусов, двигатель работал без всяких признаков перегрева. Двигатель практически не вибрировал и не дымил.

Дизайн и конструкция

В качестве шасси для экспериментального автомобиля было решено использовать шасси городского автобуса ЗИС-127 (в то время он уже именовался как ЗИЛ-127) с его большим салоном и ходовым весом в 13 тонн, он наиболее подходил для создания дорожной лаборатории на колесах.

Автобус Турбо-НАМИ-053 вид сзадиГазотурбинный двигатель состоял из двух основных агрегатов: генератора газа имеющего турбокомпрессор с обслуживающей его камерой сгорания, и тяговой турбины с трансмиссией. По сути, двигатель был как авиационный турбореактивный, но в отличие от него выходящие газы направлялись не в реактивное сопло, а в тяговую турбину. Турбокомпрессор служил только для получения газа, которым питалась турбина.

Коробка передач была двухступенчатой, две скорости вперед и 1 назад, переключение скоростей производилось при помощи системы электровоздушного поворотом небольшой рукоятки, которая располагалась на щитке под приборами. НАМИ-053 не имел ни обычного сцепления, ни нейтральной передачи, это было важным условием надежной работы турбины, иначе ее просто разнесло бы при внезапном сбросе нагрузки. Но несмотря на то, что автобус имел только педаль тормоза и газа, управлять им было тяжело из-за того что режим работы турбокомпрессора постоянно резко колебался от минимальных оборотов вала до максимальных. Кроме того у автобуса наблюдался большой износ тормозов, вызвано это тем что в конструкции двигателя и коробки передач не было специальных устройств позволяющих тормозить двигателем.

 

Технические характеристики

Компоновка Заднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 10
Габариты, мм
Длина 10220
Ширина 2680
Высота 3060
Колесная база 5600
Снаряженная масса, кг 13 000
Двигатель
Модель двухвальная газовая турбина без теплообменника
Мощность, л.с. 350 при 17 000 об/мин
Коробка передач 2-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 160