НАМИ-ЛуАЗ «Прото»

Опытный джип НАМИ-ЛуАЗ «Прото»
  • Концептуальный либо не серийный автомобиль
  • Был выпущен: в 1988 году
  • Производитель: Научно-исследовательский институт «НАМИ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Фотографии автомобиля
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В 1988 году, перед конструкторским коллективом «НАМИ» встала сложная и ответственная задача, поскольку на этот раз речь шла не просто о прототипе автомобиля, а о модели джипа для Луцкого автомобильного завода, пригодного к серийному выпуску. Так появился автомобиль НАМИ-ЛуАЗ «Прото».

Все работы финансировалась Минавтосельхозмашем, и шли параллельно с проектированием аналогичного автомобиля в Луцке. Важно отметить, что хотя оба образца делались по одинаковому техзаданию, но конструкторские группы действовали независимо и к тому же имели разные точки зрения на создаваемый автомобиль. Поэтому получившиеся автомобили практически не имеют одинаковых технических решений.

НАМИ-ЛуАЗ "Прото" в кузове типа пикапПри создании джипа НАМИ-ЛуАЗ «Прото» были поставлены следующие основные задачи. Во-первых, максимально улучшить топливную экономичность, а для этого всемерно уменьшить снаряженную массу, найти способ повысить КПД трансмиссии. Во-вторых, обеспечить комфорт на уровне легкового автомобиля, наибольшие размеры салона при заданных габаритах. В-третьих, расширить эксплуатационные возможности благодаря трансформации кузова и интерьера. О таких обязательных требованиях, как высокая проходимость, надежность, ремонтопригодность и других, специально упоминать не стоит.

Для кузова выбрали каркаснопанельную конструкцию, при которой все нагрузки воспринимает стальной штампованный каркас, а наружные панели, выполненные из пластмассы, сделаны съемными и не влияют на общую прочность кузова. Кроме эксплуатационных достоинств (меньшая подверженность коррозии, «невосприимчивость» к небольшим повреждениям, ремонтопригодность), такое решение дает некоторые технологические преимущества. Пластмассовые детали можно окрашивать отдельно от кузова, что позволяет несколько снизить требования к термостойкости пластмассы и чистоте поверхности штампованных деталей. Упрощается модернизация автомобиля в процессе производства.

В соответствии с техническим заданием применен двигатель МеМЗ—245 автомобиля «Таврия». Для джипа мощность такого двигателя была недостаточной, поэтому так же была предусмотрена возможность установки двигателей типа ВАЗ—2108

Дизайн и конструкция

Для НАМИ-ЛуАЗ «Прото» была разработана и изготовлена полностью новая трансмиссия, главной особенностью которой является прямая передача на постоянно включенный задний мост. Такая схема позволяет передавать крутящий момент от двигателя без потерь в шестернях, что несколько улучшает экономичность. У автомобиля нет раздаточной коробки: привод переднего (отключаемого) моста — от переднего конца вторичного вала коробки передач. В ней шесть синхронизированных передач переднего хода и одна — заднего. Первые две передачи выполняют функции понижающих. Коробка передач, отбор мощности на привод переднего моста, а также передняя главная передача скомпонованы в единый блок. Задний мост приводится посредством карданного вала. Его главная передача через шумоизолирующие элементы закреплена на кузове. Крутящий момент на передние и задние колеса от главных передач передают валы с шарнирами равных угловых скоростей.

Салон и панель приборов  автомобиля НАМИ-ЛуАЗ "Прото"Передняя подвеска НАМИ-ЛуАЗ «Прото» — независимая, типа «Мак-Ферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости. Ее рычаги отлиты из алюминиевого сплава. Задняя подвеска — зависимая, типа «Де Дион», с пластинчатыми продольными рычагами, пружинами и поперечной белкой, выполняющей роль стабилизатора поперечной устойчивости. Функции поперечных направляющих несет механизм Уатта. Компактная конструкция задней подвески позволила разместить между рычагами в безопасном месте бензобак на 42 литра.

В качестве интересной особенности джипа НАМИ-ЛуАЗ «Прото» можно отметить, что силовой агрегат, рычаги передней подвески со стабилизатором и радиатор смонтированы на съемном подрамнике, что упрощает сборку автомобиля и его ремонт, а также улучшает звукоизоляцию салона. Рулевое управление — реечное.

При разработке автомобиля большое внимание было уделено эргономике и повышению комфортабельности. Салон автомобиля рассчитан на четверых пассажиров так называемого 95%-ного перцентиля, то есть из каждой сотни взрослых людей 95 найдут для себя удобное положение и лишь пятеро испытают некоторый дискомфорт. Конструкция раздельных задних сидений позволяет передвинуть их спинки на 10 сантиметров вперед, после чего ширина сидений становится достаточной для размещения трех пассажиров. В салоне можно оборудовать комфортабельные спальные места или трансформировать сиденья в грузовую площадку. Задний борт откидывается в горизонтальное положение, что увеличивает погрузочную площадь. Задняя часть крыши — пластмассовая, съемная. Возможно применение матерчатого тента (в районе задней стойки есть дополнительная дуга безопасности).

Фотографии

Фотография джипа НАМИ-ЛуАЗ "Прото"НАМИ-ЛуАЗ "Прото" вид спередиНАМИ-ЛуАЗ "Прото" салонНАМИ-ЛуАЗ "Прото" вид сбоку

 

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, полноприводная
Колесная формула 4х4
Количество мест 4
Габариты, мм
Длина 3400
Ширина 1570
Высота 1570
Колесная база 2300
Снаряженная масса, кг 840
Грузоподъемность, кг 840
Двигатель
Модель МеМз-245
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см3 1091
Мощность, л.с. 53
Коробка передач Механическая, 6-ступенчатая
Подвеска
Передняя независимая, типа «Мак-Ферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя зависимая, типа «Де Дион», с пластинчатыми продольными рычагами, пружинами и поперечной белкой, выполняющей роль стабилизатора поперечной устойчивости
Объем топливного бака, л 42