История создания
В 1988 году, перед конструкторским коллективом «НАМИ» встала сложная и ответственная задача, поскольку на этот раз речь шла не просто о прототипе автомобиля, а о модели джипа для Луцкого автомобильного завода, пригодного к серийному выпуску. Так появился автомобиль НАМИ-ЛуАЗ «Прото».
Все работы финансировалась Минавтосельхозмашем, и шли параллельно с проектированием аналогичного автомобиля в Луцке. Важно отметить, что хотя оба образца делались по одинаковому техзаданию, но конструкторские группы действовали независимо и к тому же имели разные точки зрения на создаваемый автомобиль. Поэтому получившиеся автомобили практически не имеют одинаковых технических решений.
При создании джипа НАМИ-ЛуАЗ «Прото» были поставлены следующие основные задачи. Во-первых, максимально улучшить топливную экономичность, а для этого всемерно уменьшить снаряженную массу, найти способ повысить КПД трансмиссии. Во-вторых, обеспечить комфорт на уровне легкового автомобиля, наибольшие размеры салона при заданных габаритах. В-третьих, расширить эксплуатационные возможности благодаря трансформации кузова и интерьера. О таких обязательных требованиях, как высокая проходимость, надежность, ремонтопригодность и других, специально упоминать не стоит.
Для кузова выбрали каркаснопанельную конструкцию, при которой все нагрузки воспринимает стальной штампованный каркас, а наружные панели, выполненные из пластмассы, сделаны съемными и не влияют на общую прочность кузова. Кроме эксплуатационных достоинств (меньшая подверженность коррозии, «невосприимчивость» к небольшим повреждениям, ремонтопригодность), такое решение дает некоторые технологические преимущества. Пластмассовые детали можно окрашивать отдельно от кузова, что позволяет несколько снизить требования к термостойкости пластмассы и чистоте поверхности штампованных деталей. Упрощается модернизация автомобиля в процессе производства.
В соответствии с техническим заданием применен двигатель МеМЗ—245 автомобиля «Таврия». Для джипа мощность такого двигателя была недостаточной, поэтому так же была предусмотрена возможность установки двигателей типа ВАЗ—2108.
Дизайн и конструкция
Для НАМИ-ЛуАЗ «Прото» была разработана и изготовлена полностью новая трансмиссия, главной особенностью которой является прямая передача на постоянно включенный задний мост. Такая схема позволяет передавать крутящий момент от двигателя без потерь в шестернях, что несколько улучшает экономичность. У автомобиля нет раздаточной коробки: привод переднего (отключаемого) моста — от переднего конца вторичного вала коробки передач. В ней шесть синхронизированных передач переднего хода и одна — заднего. Первые две передачи выполняют функции понижающих. Коробка передач, отбор мощности на привод переднего моста, а также передняя главная передача скомпонованы в единый блок. Задний мост приводится посредством карданного вала. Его главная передача через шумоизолирующие элементы закреплена на кузове. Крутящий момент на передние и задние колеса от главных передач передают валы с шарнирами равных угловых скоростей.
Передняя подвеска НАМИ-ЛуАЗ «Прото» — независимая, типа «Мак-Ферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости. Ее рычаги отлиты из алюминиевого сплава. Задняя подвеска — зависимая, типа «Де Дион», с пластинчатыми продольными рычагами, пружинами и поперечной белкой, выполняющей роль стабилизатора поперечной устойчивости. Функции поперечных направляющих несет механизм Уатта. Компактная конструкция задней подвески позволила разместить между рычагами в безопасном месте бензобак на 42 литра.
В качестве интересной особенности джипа НАМИ-ЛуАЗ «Прото» можно отметить, что силовой агрегат, рычаги передней подвески со стабилизатором и радиатор смонтированы на съемном подрамнике, что упрощает сборку автомобиля и его ремонт, а также улучшает звукоизоляцию салона. Рулевое управление — реечное.
При разработке автомобиля большое внимание было уделено эргономике и повышению комфортабельности. Салон автомобиля рассчитан на четверых пассажиров так называемого 95%-ного перцентиля, то есть из каждой сотни взрослых людей 95 найдут для себя удобное положение и лишь пятеро испытают некоторый дискомфорт. Конструкция раздельных задних сидений позволяет передвинуть их спинки на 10 сантиметров вперед, после чего ширина сидений становится достаточной для размещения трех пассажиров. В салоне можно оборудовать комфортабельные спальные места или трансформировать сиденья в грузовую площадку. Задний борт откидывается в горизонтальное положение, что увеличивает погрузочную площадь. Задняя часть крыши — пластмассовая, съемная. Возможно применение матерчатого тента (в районе задней стойки есть дополнительная дуга безопасности).
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, полноприводная |
Колесная формула | 4х4 |
Количество мест | 4 |
Габариты, мм | |
Длина | 3400 |
Ширина | 1570 |
Высота | 1570 |
Колесная база | 2300 |
Снаряженная масса, кг | 840 |
Грузоподъемность, кг | 840 |
Двигатель | |
Модель | МеМз-245 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 1091 |
Мощность, л.с. | 53 |
Коробка передач | Механическая, 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | независимая, типа «Мак-Ферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя | зависимая, типа «Де Дион», с пластинчатыми продольными рычагами, пружинами и поперечной белкой, выполняющей роль стабилизатора поперечной устойчивости |
Объем топливного бака, л | 42 |