История создания
В 60-х годах в СССР шёл процесс бурного роста автомобильной промышленности. Автомобилей катастрофически не хватало, а те автомобили, которые уже были запущенны в серийное производство, отличались слишком высокой стоимостью, а, следовательно, были не доступны большинству граждан страны. Кроме того необходимо было решать вопрос с моторизацией многочисленных инвалидов Отечественной войны.
Первоначально конструкторы пошли по пути разработки мотоциклетных колясок и улучшения их существующих моделей. Но так как эти мотоколяски не могли удовлетворить все требования их владельцев, на них устанавливали маломощные двигатели, которые не могли обеспечить передвижение по пересеченной местности, а так же из-за отсутствия твердого кузова водитель не был никак защищен от непогоды. Требовались полноценные автомобили по низкой цене, которые могли бы себе позволить большинство граждан.
Разработкой полноценного и в то же время дешевого автомобиля занялся Научно-исследовательский институт «НАМИ» в 1961 году, а в 1962 году совместно с конструкторами заводов ЗИЛ и АЗЛК был разработан совершенно новый автомобиль сверхмалого класса, получивший название НАМИ-086 «Спутник».
Несмотря на то, что в целом автомобиль вышел удачным, он так и остался опытным образцом, так как уже было принято решение о запуске в серию «Горбатого Запорожца» ЗАЗ-965.
Дизайн и конструкция
Автомобиль НАМИ-086 «Спутник» в своей конструкции использовал большое количество деталей и узлов от выпускаемых Серпуховским автомобильным заводом мотоколясок. Она имела полностью закрытый кузов из стеклопластика типа «купе». С точки зрения дизайна автомобиль получился авангардным, так как над ним работали молодые дизайнеры Э. Молчанов и В. Ростков, которые подарили ему отличные пропорции и новые для того времени формы. Салон «Спутника» мог вместить два места для взрослых и два места для детей. При этом внешне он походил на спорткар, так как имел всего лишь 1.26 метра в высоту. Кроме того, машина имела систему отопления, что весьма положительно сказывалось на уровне комфорта внутри его.
Так как НАМИ-086 разрабатывался в основном для использования людьми с ограниченными возможностями, он был оснащён независимой торсионной подвеской всех колёс, электромагнитным сцеплением, а так же ручным управлением, хотя разрабатывался и его вариант со стандартными органами управления. Интересной его особенностью стали раздельные кресла водителя и пассажиров изготовленные из резиновых лент на металлическом трубчатом каркасе, что обеспечивало комфортную посадку с вытянутыми ногами для водителя-инвалида.
В качество силового на автомобиль НАМИ-086 был установлен специально разработанный в институте двигатель объёмом 500 см3, что отличало его в лучшую сторону не только от отечественных мотоциклетных колясок производства СМЗ, но и даже западных аналогов подобных транспортных средств. Этот двигатель развивал 15 лошадиных сил при 4000 об/ мин., при этом по своей конструкции он являлся половиной от 4-цилиндрового V образного двигателя «Запорожца» ЗАЗ–965.
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 4 (2 взрослых, 2 ребенка) |
Габариты, мм | |
Длина | 3100 |
Ширина | 1400 |
Высота | 1260 |
Колесная база | 2100 |
Снаряженная масса, кг | 520 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 2 |
Объем, см3 | 500 |
Мощность, л.с. | 15 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |