НАМИ - 086 «Спутник»

Автомобиль сверхмалого класса НАМИ-086 «Спутник»
  • Был выпущен: в 1962 году
  • Производитель: Научно-исследовательский институт «НАМИ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Фотографии автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В 60-х годах в СССР шёл процесс бурного роста автомобильной промышленности. Автомобилей катастрофически не хватало, а те автомобили, которые уже были запущенны в серийное производство, отличались слишком высокой стоимостью, а, следовательно, были не доступны большинству граждан страны. Кроме того необходимо было решать вопрос с моторизацией многочисленных инвалидов Отечественной войны.

Рисунок автомобиля НАМИ-086 "Спутник"Первоначально конструкторы пошли по пути разработки мотоциклетных колясок и улучшения их существующих моделей. Но так как эти мотоколяски не могли удовлетворить все требования их владельцев, на них устанавливали маломощные двигатели, которые не могли обеспечить передвижение по пересеченной местности, а так же из-за отсутствия твердого кузова водитель не был никак защищен от непогоды. Требовались полноценные автомобили по низкой цене, которые могли бы себе позволить большинство граждан.

Разработкой полноценного и в то же время дешевого автомобиля занялся Научно-исследовательский институт «НАМИ» в 1961 году, а в 1962 году совместно с конструкторами заводов ЗИЛ и АЗЛК был разработан совершенно новый автомобиль сверхмалого класса, получивший название НАМИ-086 «Спутник».

Несмотря на то, что в целом автомобиль вышел удачным, он так и остался опытным образцом, так как уже было принято решение о запуске в серию «Горбатого Запорожца» ЗАЗ-965.

Дизайн и конструкция

Автомобиль НАМИ-086 «Спутник» в своей конструкции использовал большое количество деталей и узлов от выпускаемых Серпуховским автомобильным заводом мотоколясок. Она имела полностью закрытый кузов из стеклопластика типа «купе». С точки зрения дизайна автомобиль получился авангардным, так как над ним работали молодые дизайнеры Э. Молчанов и В. Ростков, которые подарили ему отличные пропорции и новые для того времени формы. Салон «Спутника» мог вместить два места для взрослых и два места для детей. При этом внешне он походил на спорткар, так как имел всего лишь 1.26 метра в высоту. Кроме того, машина имела систему отопления, что весьма положительно сказывалось на уровне комфорта внутри его.

Устройство автомобиля НАМИ-086 спутникТак как НАМИ-086 разрабатывался в основном для использования людьми с ограниченными возможностями, он был оснащён независимой торсионной подвеской всех колёс, электромагнитным сцеплением, а так же ручным управлением, хотя разрабатывался и его вариант со стандартными органами управления. Интересной его особенностью стали раздельные кресла водителя и пассажиров изготовленные из резиновых лент на металлическом трубчатом каркасе, что обеспечивало комфортную посадку с вытянутыми ногами для водителя-инвалида.

В качество силового на автомобиль НАМИ-086 был установлен специально разработанный в институте двигатель объёмом 500 см3, что отличало его в лучшую сторону не только от отечественных мотоциклетных колясок производства СМЗ, но и даже западных аналогов подобных транспортных средств. Этот двигатель развивал 15 лошадиных сил при 4000 об/ мин., при этом по своей конструкции он являлся половиной от 4-цилиндрового V образного двигателя «Запорожца» ЗАЗ–965.

Фотографии

Фотография автомобиля НАМИ-086 "Спутник" с пассажирами

 

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 4 (2 взрослых, 2 ребенка)
Габариты, мм
Длина 3100
Ширина 1400
Высота 1260
Колесная база 2100
Снаряженная масса, кг 520
Двигатель
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 2
Объем, см3 500
Мощность, л.с. 15
Максимальная скорость, км/ч 75