НАМИ-049 «Огонек» и НАМИ-049А «Целина»

Экспериментальный автомобиль повышенной проходимости НАМИ-049
  • Концептуальный либо не серийный автомобиль
  • Был выпущен: в 1958 году
  • Производитель: Научно-исследовательский институт «НАМИ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Фотографии автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Экспериментальный автомобиль повышенной проходимости НАМИ-049 по прозвищу «Огонек» был создан в 1958 году институтом НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом.

Все началось еще во времена подготовительных работ к запуску в серийное производство «Горбатого Запорожца» (ЗАЗ-965). У Научно-исследовательского института НАМИ появилась идея о создании на его базе малого грузового автомобиля повышенной проходимости. Совместно с инженерами завода «Коммунар» был разработан полноприводный мини-грузовик получивший название НАМИ-049 «Огонек»

Автомобиль НАМИ-049 "Огонек" По результатам ходовых испытаний выяснилось, что опытный автомобиль НАМИ-049 имеет очень хорошую проходимость по всем видам грунта, за исключением болот и снега глубиной 20-25 сантиметров. В проходимости он не уступал таким серийным автомобилям как Москвич-410 или ГАЗ-69, однако у НАМИ-049 были признаны неудовлетворительными ряд узлов и деталей.

После испытаний автомобиль передали Запорожскому автозаводу для доработки, где на его основе при непосредственном участии "НАМИ" построили модель НАМИ-049А «Огонек». В отличие от своего предшественника «Целина» имела хоть и не большой, но всё же полноценный грузовой отсек. При небольшой колесной базе всего 1800 миллиметров длина грузопассажирского отсека составляла 2050 миллиметров, а ширина 1400 миллиметров.

Ещё на этапе проектирования конструкции автомобиля предполагалось, что в дальнейшем его можно будет использовать в самых различных вариациях. В качестве вакуумной установки для дойки коров и перевозки молока, в качестве цистерны для внесения в почву удобрений и поливки посевов, как мобильный привод для стационарных машин, грузовое такси, пожарный автомобиль, автопогрузчик на 300 килограммов, передвижной компрессор для дорожных служб либо в качестве скорой помощи. Вариантов применения было задумано множество, однако все эти варианты остались лишь на бумаге, дальнейшего развития автомобиль не получил.

Возможные варианты использования автомобиля НАМИ-049

НАМИ-049 в качестве вакуумной установки для дойки коров и цистерны для удобренийНАМИ-049 в качестве мобильного привода для стационарных машинПожарный автомобиль на базе НАМИ-049АГрузовое такси и автопогрузчик на базе НАМИ-049АСкорая помощь на базе автомобиля НАМИ-049АНАМИ-049А в качестве передвижного компрессора для дорожных служб

НАМИ-049 и его модификация НАМИ-049А, как и многие автомобили тех лет остался опытным образцом, однако впоследствии некоторые наработки этих автомобилей были применены при разработке ЗАЗ-969, а затем и во внедорожниках ЛуАЗ.

Дизайн и конструкция

НАМИ-049 получил несущий кузов с металлическим основанием, стойками дверей, рамкой лобового стекла и креплением заднего борта. Для достижения малого веса (масса автомобиля в снаряженном состоянии была всего 752 килограмма) практически все остальное было выполнено из пластика - всё оперение, двери, капот и крышка багажника. Такой малый вес совместно с двигателем мощностью 22 лошадиные силы позволяли разогнать автомобиль до 80 км/ч, при этом расход топлива был в районе 6,7-7,1 литр на 100 километров пути. Грузоподъемность составляла 300 килограмм с одним водителем либо 4 пассажира и водитель, не много, но для мотора такой мощности вполне не плохо.

НАМИ-049А "Целина" и её "прародитель" ЗАЗ-965Трансмиссия автомобиля была аналогична той, что применялась в военном австро-венгерском джипе "Steyr-Puch" (Штайр-Пух), она включала в себя постоянный передний и подключаемый задний привод с возможностью блокировки межколесных дифференциалов. Коробка передач у НАМИ-049 была практически такая же, как стандартная от ЗАЗ-965, однако в целях облегчения движения машины по песку и снегу в нее ввели дополнительную передачу с передаточным числом 6,73:1. В целях экономии горючего была предусмотрена возможность отключения заднего моста во время движения автомобиля по качественному дорожному покрытию.

Благодаря высокому клиренсу (30 сантиметров), полученному за счет применения редукторов и ступиц колес «Огонек» отличался хорошей проходимостью. Без применения таких редукторов, приподнявших оси мостов над воображаемой осью колесных ступиц, картер мотоциклетного двигателя оказался бы слишком близко к поверхности земли. Колея передних колес составляла 1300 миллиметров, а задних 1322 миллиметров.

В отличие от своего «прародителя» ЗАЗ-965, НАМИ-049 получил переднее расположение двигателя, это позволило довезти высоту погрузочной площадки до 550 миллиметров. Сам двигатель так же подвергся значительной доработке и его рабочий объем стал составлять 887 см3, а мощность была повышена до 26 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту. 

Подвеска автомобиля была независимой на всех колесах. В ней были применены пружины, а в качестве упорного элемента использовались амортизаторы телескопического типа. 

Модификации

  • НАМИ-049 «Огонек» - полноприводный автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4х4.
  • НАМИ-049А «Целина» - модификация предыдущей модели с небольшим грузовым отсеком.

Фотографии

Фотография автомобиля НАМИ-049 "Огонек"НАМИ-049А "Целина" вид сбокуФотография автомобиля повышенной проходимости НАМИ-049А "Целина"

 

Технические характеристики

Габариты, мм
Длина 3600
Ширина 1540
Высота 1700
Снаряженная масса, кг 725
Грузоподъемность, кг 300
Двигатель
Тип Бензиновый
Объем, см3 887
Мощность, л.с. 26
Максимальная скорость, км/ч 80
Расход топлива, л/100км
Город 7,1
Трасса 6,7