История создания
Экспериментальный автомобиль повышенной проходимости НАМИ-049 по прозвищу «Огонек» был создан в 1958 году институтом НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом.
Все началось еще во времена подготовительных работ к запуску в серийное производство «Горбатого Запорожца» (ЗАЗ-965). У Научно-исследовательского института НАМИ появилась идея о создании на его базе малого грузового автомобиля повышенной проходимости. Совместно с инженерами завода «Коммунар» был разработан полноприводный мини-грузовик получивший название НАМИ-049 «Огонек»
По результатам ходовых испытаний выяснилось, что опытный автомобиль НАМИ-049 имеет очень хорошую проходимость по всем видам грунта, за исключением болот и снега глубиной 20-25 сантиметров. В проходимости он не уступал таким серийным автомобилям как Москвич-410 или ГАЗ-69, однако у НАМИ-049 были признаны неудовлетворительными ряд узлов и деталей.
После испытаний автомобиль передали Запорожскому автозаводу для доработки, где на его основе при непосредственном участии "НАМИ" построили модель НАМИ-049А «Огонек». В отличие от своего предшественника «Целина» имела хоть и не большой, но всё же полноценный грузовой отсек. При небольшой колесной базе всего 1800 миллиметров длина грузопассажирского отсека составляла 2050 миллиметров, а ширина 1400 миллиметров.
Ещё на этапе проектирования конструкции автомобиля предполагалось, что в дальнейшем его можно будет использовать в самых различных вариациях. В качестве вакуумной установки для дойки коров и перевозки молока, в качестве цистерны для внесения в почву удобрений и поливки посевов, как мобильный привод для стационарных машин, грузовое такси, пожарный автомобиль, автопогрузчик на 300 килограммов, передвижной компрессор для дорожных служб либо в качестве скорой помощи. Вариантов применения было задумано множество, однако все эти варианты остались лишь на бумаге, дальнейшего развития автомобиль не получил.
Возможные варианты использования автомобиля НАМИ-049
НАМИ-049 и его модификация НАМИ-049А, как и многие автомобили тех лет остался опытным образцом, однако впоследствии некоторые наработки этих автомобилей были применены при разработке ЗАЗ-969, а затем и во внедорожниках ЛуАЗ.
Дизайн и конструкция
НАМИ-049 получил несущий кузов с металлическим основанием, стойками дверей, рамкой лобового стекла и креплением заднего борта. Для достижения малого веса (масса автомобиля в снаряженном состоянии была всего 752 килограмма) практически все остальное было выполнено из пластика - всё оперение, двери, капот и крышка багажника. Такой малый вес совместно с двигателем мощностью 22 лошадиные силы позволяли разогнать автомобиль до 80 км/ч, при этом расход топлива был в районе 6,7-7,1 литр на 100 километров пути. Грузоподъемность составляла 300 килограмм с одним водителем либо 4 пассажира и водитель, не много, но для мотора такой мощности вполне не плохо.
Трансмиссия автомобиля была аналогична той, что применялась в военном австро-венгерском джипе "Steyr-Puch" (Штайр-Пух), она включала в себя постоянный передний и подключаемый задний привод с возможностью блокировки межколесных дифференциалов. Коробка передач у НАМИ-049 была практически такая же, как стандартная от ЗАЗ-965, однако в целях облегчения движения машины по песку и снегу в нее ввели дополнительную передачу с передаточным числом 6,73:1. В целях экономии горючего была предусмотрена возможность отключения заднего моста во время движения автомобиля по качественному дорожному покрытию.
Благодаря высокому клиренсу (30 сантиметров), полученному за счет применения редукторов и ступиц колес «Огонек» отличался хорошей проходимостью. Без применения таких редукторов, приподнявших оси мостов над воображаемой осью колесных ступиц, картер мотоциклетного двигателя оказался бы слишком близко к поверхности земли. Колея передних колес составляла 1300 миллиметров, а задних 1322 миллиметров.
В отличие от своего «прародителя» ЗАЗ-965, НАМИ-049 получил переднее расположение двигателя, это позволило довезти высоту погрузочной площадки до 550 миллиметров. Сам двигатель так же подвергся значительной доработке и его рабочий объем стал составлять 887 см3, а мощность была повышена до 26 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту.
Подвеска автомобиля была независимой на всех колесах. В ней были применены пружины, а в качестве упорного элемента использовались амортизаторы телескопического типа.
Модификации
- НАМИ-049 «Огонек» - полноприводный автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4х4.
- НАМИ-049А «Целина» - модификация предыдущей модели с небольшим грузовым отсеком.
Технические характеристики
Габариты, мм | |
Длина | 3600 |
Ширина | 1540 |
Высота | 1700 |
Снаряженная масса, кг | 725 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый |
Объем, см3 | 887 |
Мощность, л.с. | 26 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Расход топлива, л/100км | |
Город | 7,1 |
Трасса | 6,7 |