История создания
Опытный образец компактного автомобиля оригинальной конструкции, созданный институтом «НАМИ» в 1988 году получил название НАМИ-0288 «Компакт». При создании автомобиля особое внимание уделялось экологичности и максимальной вместимости при минимальных размерах.
В создании прототипа принимали участие А. Антонов, Е. Виноградов, С. Лебедевский, Л. Точилин, И. Ломоносов, А. Москвинов, И. Назин. Дизайн-направление возглавляли А. Миронов и А. Пономарев, руководили созданием уникального экспериментального автомобиля - С. Разовский и А. Наместников.
НАМИ-0288 «Компакт», в отличие от многих автомобилей-прототипов института «НАМИ», совершил путешествие за границу. Так в 1989 году он принял участие в Токийском автомобильном салоне. Из тридцати моделей автомобилей, в том числе и зарубежных НАМИ-0288 вошел в число пяти самых лучших в номинации «Наиболее интересный концепт-кар» и был отмечен дипломом. Жюри отметило просторный салон советского концепта, рассчитанного на размещение пяти человек, в сочетании с малыми габаритами автомобиля. Так же высоко был оценён и малый коэффициент аэродинамического сопротивления, который равнялся 0,27.
В ходе работы над машиной был также создан грузовой вариант, по некоторым данным этот вариант не сохранился. Продолжением идей, заложенных в «Компакте», стало создание грузопассажирской машины под именем «Компи».
Дизайн и конструкция
При создании кузова автомобиля «Компакт», конструкторы «НАМИ» пошли по тому же варианту что и при создании автомобиля «Дебют» использовав для этого каркас из стали, обшитый навесными пластинами из пластика. Крыша, частично пол, зад кузова, двери так же были пластиковыми. Имелась возможность установить на машину и иные элементы из пластика, металлические панели, а так же композитные материалы. Такой подход позволил добиться веса каркаса кузова всего в 65 килограмм. Резино-кордовый бензобак располагался в несущей поперечине каркаса под передними сиденьями, которые в свою очередь могли вращаться, упрощая доступ к заднему ряду сидений из трех кресел, причем среднее кресло могло сдвигаться назад для более удобной посадки трех пассажиров.
Отличительной чертой конструкции НАМИ-0288 «Компакт» стала независимая пневматическая подвеска типа «Мак-Ферсон» для передних колёс и оригинальная подвеска для задних колес собственной разработки института «НАМИ». Подрамник передней части кузова, прикреплённый при помощи шарнирного соединения к другим элементам каркаса кузова. В устройстве подвески был использован направляющий аппарат из алюминия, а так же упругие элементы на пневматике. Благодаря им, а так же компрессору водитель автомобиля имел возможность регулировать дорожный просвет от 140 до 200 миллиметров.
На автомобиле НАМИ-0288 «Компакт» впервые в истории отечественного автомобилестроения был установлен бортовой компьютер! Из систем безопасности на макете имелись ремни с автоматическим натягом, а так же подушка безопасности.
В качестве двигателя использовался модернизированный мотор от «Таврии» – МеМЗ-245. В результате модернизации двигателя снизился выброс токсичных веществ, а так же расход топлива (до 5,37 литров на 100 километров). Кроме того конструкторы предусмотрели возможность работы двигателя на бензоводородной смеси (запас бензина — 35 литров, водорода — 25 литров, под давлением 250 кгс/см), причем количество подаваемого водорода снижалось с увеличением скорости движения автомобиля.
Тормоза для передних колес использовались дисковые, для задних барабанные, шины радиальные, низкопрофильные, размерностью 145/70 R13. Вес автомобиля составлял 630 килограмм, а за счёт использования водородного топлива одной заправки ему хватало на 200 километров пробега. Максимальная скорость автомобиля составляла 155 км/час, а время разгона до «сотни» 13 секунд.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, переднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 5 |
Габариты, мм | |
Длина | 3330 |
Ширина | 1550 |
Высота | 1430 |
Колесная база | 2280 |
Снаряженная масса, кг | 630 |
Двигатель | |
Модель | МеМЗ-245 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 1091 |
Мощность, л.с. | 56 |
Коробка передач | Механическая, 5-ступенчатая |
Тормоза | |
Передние | Дисковые |
Задние | Барабанные |
Подвеска | |
Передняя | независимая, пружинная, типа «МакФерсон», с пневмоэлементами |
Задняя | зависимая, пружинная, с пневмоэлементами |
Максимальная скорость, км/ч | 155 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 5.37 |