История создания
Родоначальник «классического» семейства автомобилей ВАЗ автомобиль с заводским индексом ВАЗ-2101 появился на свет в 1970 году. За основу автомобиля был взят итальянский седан FIAT-124, который завоевал титул «Автомобиль года» в 1965 году, именно по его образу и подобию был построен советский седан. Однако ВАЗ-2101 не был точной копией итальянца, в его конструкцию было внесено свыше 800 изменений, таким образом, приспособив автомобиль к советским реалиям.
ВАЗ-2101, как и все классическое семейство «ВАЗ» получил советское название «Жигули». Почему именно советское? Да потому что как только автомобили начали выпускать на экспорт это имя иностранцы не только не могли правильно произнести, оно еще имело неприличное созвучия в нескольких языках. Именно по этой причине экспортные автомобили в 1973 году получили новое, а в то же время и простое название «Лада». В народе автомобиль прозвали «Копейка».
С 1974 года автозавод «ВАЗ» начинает выпуск модификации ВАЗ-21011 с более презентабельным внешним видом и более комфортным салоном. Работы по модернизации автомобиля продолжались, и в 1977 году появилась очередная модель «Жигулей» с заводским индексом ВАЗ-21013. Производство автомобиля прекратили в 1982 году, за 18 лет производства было выпущено приблизительно 4 миллиона 850 тысяч экземпляров ВАЗ-2101, включая различные модификации, которых насчитывалось порядка 11 штук. В 2000 году по результатам всероссийского опроса проводимого журналом «За рулем» ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем 20-го века.
Дизайн и конструкция
Как уже было сказано, ВАЗ-2101 не был точной копией итальянского автомобиля, в его конструкции были значительные изменения. В первую очередь ВАЗ-2101 получил совершенно иной двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием, это позволило в будущем неоднократно увеличивать его объем. В отличие от итальянца при неизменном объеме двигателя 1.2 литра диаметр цилиндра ВАЗ-2101 был увеличен с 73 до 76 миллиметров, а ход поршня уменьшен с 71.5 до 66 миллиметров.
Получившийся более короткоходный двигатель стал более приемистым, мощность увеличилась до 64 лошадиных сил, и снизился расход топлива. Совместно с двигателем устанавливали двухкамерный карбюратор, вторая камера которого открывалась при движении свыше 90 километров в час, это обеспечивало значительную экономию топлива.
ВАЗ-2101 получил тормоза барабанного типа (на FIAT ставили дисковые), по мнению конструкторов, они были надежнее.
Для того чтобы приспособить автомобиль к советскому бездорожью была усилена вся конструкция ВАЗ-2101 от рамы и кузова, до пружин и рычагов подвески. Детали подвески изготавливались методом холодной штамповки из металла увеличенного диаметра. Усиленная подвеска позволила увеличить клиренс автомобиля на 3 сантиметра, что немало важно для советских дорог. Эти изменения не могли не отразиться на снаряженной массе автомобиля, которая увеличилась по сравнению с прообразом с 855 до 945 килограмм.
Внешних изменений было не так много – поменялся передний бампер, на нем появились дополнительные «клыки», появились зеркала заднего вида (по крайней мере, одно левое), ручки дверей стали утопленными, а значит более безопасными, кроме этого было предусмотрено отверстия для заводной ручки.
Выпущенная в 1974 году модификация ВАЗ-21011 получила новый двигатель объемом 1.3 литра и мощностью 69 лошадиных сил. Внешний вид автомобиля стал более презентабельным, у него убрали клыки с бампера, а вместо них установили резиновую накладку, в салоне появились более комфортабельные передние сиденья, несколько изменились органы управления. На задних стойках автомобиля ВАЗ-21011 появились отверстия для вытяжной вентиляции салона прикрытые пластмассовыми решетками.
Модификации
ВАЗ-2101
Базовый советский седан ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1.2 литра выпускал Волжский автозавод с 1970 по 1982 год.
ВАЗ-21011
Модернизированный в 1974 году автомобиль с двигателем объемом 1.3 литра и более презентабельным внешним видом.
ВАЗ-21012
Экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса для стран с левосторонним двиением.
ВАЗ-21013
Данную модель внешне полностью идентичную модели ВАЗ-21011, но с двигателем объемом 1.2 литра выпускали с 1977 года.
ВАЗ-21014
Модификация ВАЗ-21011 с правым расположением руля.
ВАЗ-21016
Автомобиль для правоохранительных органов, внешне идентична модели ВАЗ-2101, но с двигателем ВАЗ-21011.
ВАЗ-21018
Спецавтомобиль с 1-секционным роторным двигателем мощностью 70 лошадиных сил.
ВАЗ-21019
Очередная модель роторным двигателем, но на этот раз 2-секционным, мощностью 120 лошадиных сил.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4x2 |
Количество мест | 5 |
Габариты, мм | |
Длина | 4073 |
Ширина | 1611 |
Высота | 1440 |
Колесная база | 2424 |
Клиренс | 170 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 955 |
Полная | 1355 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Двигатель | |
Модель | ВАЗ-2101 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 1190 |
Мощность, л.с. | 62 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 140 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 8 |