УАЗ-469

Советский грузопассажирский внедорожник УАЗ-469
  • Годы производства: с 1972 по 1985 год
  • Производитель: Ульяновский автомобильный завод «УАЗ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В декабре 1972 года автозавод «УАЗ» выпустил свой первый автомобиль УАЗ-469, который сменил на конвейере уже устаревший к тому времени внедорожник ГАЗ-69. Разработка внедорожника заняла целых 14 лет. Первый ходовой образец под индексом УАЗ-460 был построен еще в 1958 году, именно с него и началась история знаменитого внедорожника УАЗ-469.

Гражданский внедорожник УАЗ-469Б преодолевает бездорожье.В прессе изображение УАЗ-469 появилось еще в 1965 году (в «Детской энциклопедии»), уже в том виде, в котором его начали выпускать, однако до запуска внедорожника в производство было еще далеко.

Было решено, что автомобиль будет выпускаться в двух версиях: упрощенный гражданский и армейский с колесными редукторами и увеличенным дорожным просветом. В качестве агрегатной базы для нового автомобиля в значительной степени использовалась известная своей надежностью и запасом прочности ГАЗ-21 «Волга». Изначально к производству был принят гражданский вариант (под индексом УАЗ-469Б), так как армия еще уточняла, что же она хочет от будущего автомобиля.

Армейские внедорожники УАЗ-469 сошли с конвейера позднее, в 1973 году, в этом же году они прошли испытания на Эльбрусе. Три внедорожника УАЗ-469 стандартной комплектации, без лебедок и противобуксовочных цепей, менее чем за 40 минут поднялись на высоту 4200 метров, а после спустились в долину.

УАЗ-469 со съемным брезентовым тентом. Вид сбоку.В вооруженных силах УАЗ-469 использовали для развоза командного состава от майоров до полковников, но этим область его применения не ограничивалась. Существовала модификация внедорожника, оборудованная дорожным индукционным миноискателем (ДИМ) при помощи которого автомобиль отлично выполнял функции сапера.

Есть любопытный мировой рекорд, который установил внедорожник УАЗ-469, он одновременно поместил в своем салоне 32 пассажира, общий вес которых вместе с водителем составил почти 2 тонны (1900 кг) и проехал 10 метров.

УАЗ-469 и его модификации собирались не только в бывшем СССР, а так же в Германии, Вьетнаме, на Кубе и даже в США. В 1985 году автомобиль был снят с производства, точнее сказать его модернизировали и сменили индекс на новый четырехзначный, армейский УАЗ-469 получил индекс УАЗ-3151, а гражданский УАЗ-469Б стал именоваться как УАЗ-31512. В 2010 году Ульяновский автомобильный завод к 60-летию победы в Великой Отечественной Войне выпусти ограниченную партию (5000 экземпляров) внедорожников под индексом УАЗ-469, после чего производство опять прекратили.

Дизайн и конструкция

Кузов внедорожника УАЗ-469 открытый 4-дверный, 5-местный, со съемным брезентовым тентом смонтирован на прочной лонжеронной раме (на ГАЗ-69 рама была очень хлипкой). Дуги тента съемные, ветровое стекло вместе с рамкой откидывается на капот, как на ГАЗ-69. Для погрузки багажа служит задняя пятая дверь, на которой закреплено запасное колесо.

Армейский УАЗ-469, можно разглядеть колесный редуктор, именно этим он отличается от гражданской модели УАЗ-469БАвтомобиль получил рядный, 4-цилиндровый двигатель УМЗ-451МИ который работал как на 72-ом, так и на 76-ом бензине его объемом составлял 2445см3, а мощность 75 лошадиных сил (Точно такой же двигатель ставили на прототип УАЗ-460Б). Коробка передач, в отличие от прототипа УАЗ-460, механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3 и 4 передаче. Двухступенчатая раздаточная коробка жестко крепится к КПП.

Гражданская модель УАЗ-469Б получила клиренс 220 мм, в то время как армейский внедорожник УАЗ-469 мог похвастаться дорожным просветом в 300 мм. Увеличить клиренс удалось благодаря ведущим мостам с двойной главной передачей с понижающими бортовыми (колесными) редукторами, на гражданской модели ведущие мосты были с одинарной главной передачей, а бортовые редукторы отсутствовали. У военной модели дверные замки не устанавливали, ибо зачем, они появились только после того как УАЗ-469 модернизировали и поменяли индекс в 1985 году.

Для незначительного снижения расхода топлива на дорогах с хорошим покрытием ступицы переднего моста делали отключаемыми. Для отключения необходимо было снять защитный колпак и шестигранником на «12» отключить соединительную муфту.

Салон и панель приборов внедорожника УАЗ-469В салоне внедорожника УАЗ 469 как в танке - никаких излишеств: плоские и неудобные сиденья, резиновый коврик под ногами, окрашенный в цвет кузова металл. На панели приборов слева располагается спидометр, в шкале которого располагается контрольная лампа дальнего света, справа от него по порядку располагается амперметр, указатель давления масла, указатель температуры охлаждающей жидкости и указатель уровня топлива. Так же имеются контрольные лампы перегрева охлаждающей жидкости, аварийного падения давления масла, лампа указателей поворота. В правой части панели, со стороны пассажира имеется ручка-держалка (поручень).

Модификации

УАЗ-469

Армейский внедорожник с двухступенчатой главной передачей, бортовыми (колесными) редукторами и увеличенным до 300 мм клиренсом. Данная версия выпускалась до 1985 года после автомобиль модернизировали и присвоили новый четырехзначный индекс УАЗ-3151.

УАЗ-469Б

Гражданская модель с одноступенчатой главной передачей без колесных редукторов, дорожный просвет 220 мм. Как и армейская версия выпускался до 1985 года после чего получила новый индекс УАЗ-31512.

УАЗ-469БИ

Гражданская модель с экранированным электрооборудованием.

УАЗ-469БГ

Медицинский внедорожник УАЗ-469БГМедицинский внедорожник, оборудован местами для медперсонала и носилками. Как и предыдущие модели выпускался до 1985 года, после стал именоваться УАЗ-3152.

УАЗ-469РХ

Автомобиль радиационной и химической разведки УАЗ-469РХАвтомобиль радиационно-химической разведки.

 УАЗ-469 «ДИМ»

УАЗ-469 "ДИМ" с индукционным миноискателем.Внедорожник оборудованный дорожным индукционным миноискателем (ДИМ)

УАЗ-3907 «Ягуар»

Автомобиль-амфибия УАЗ-3907 "Ягуар"Не серийный автомобиль-амфибия на базе УАЗ-469. Проектирование «Ягуара» началось в 1976 году, а к 1989 году было изготовлено 14 опытных образцов. Автомобиль успешно прошел испытания, в 1991 году подготовка к производству автомобиля была прекращена из-за отсутствия заказов.

Автомобиль водоизмещающий кузов с двумя герметично закрывающимися дверьми. Под полом кузова перед задним мостом установлены два гребных винта. Передние колеса в воде выполняют функцию руля.

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, полноприводная
Колесная формула 4x4
Количество мест 5
Габариты, мм
Длина 4025
Ширина 1805
Высота 2015
Колесная база 2380
Клиренс УАЗ-469 - 300, УАЗ-469Б - 220
Снаряженная масса, кг 1650
Грузоподъемность, кг 800
Двигатель
Модель УМЗ-451МИ
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см3 2445
Мощность, л.с. 75
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 120
Расход топлива, л/100км
Смешанный 15,6
Объем топливного бака, л 2х39