Вездеход «Витязь»

Гусеничные вездеходы «Витязь» - история, характеристики, модификации, фото и видео
  • В производстве: с 1982 года
  • Производитель: АО «Машиностроительная компания «Витязь»»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Предпосылкой к созданию подобного рода техники стало отсутствие в стране вездеходов, способных перевозить большие грузы в условиях крайне низких температур, тем самым сдерживая освоение территорий крайнего севера.

Автором идеи и главным конструктором вездеходов семейства «Витязь» стал ветеран войны Константин Владимирович Осколков направленный на Ишимбайский завод транспортного машиностроения для организации конструкторского отдела. В основе его идеи лежал сочлененный танк братьев Форсайт из США. Машина состояла из двух частей, которые могли двигаться в трех плоскостях относительно друг друга. Через специальный привод усилие передавалось на второе звено, таким образом, проходимость увеличивалась в два раза.

Вездеходы "Витязь" на службе компании «Газпром нефть шельф»Одной из главных проблем при создании «Витязя» стало создание поворотно-сцепного устройства, которое обеспечивало бы распределение усилий между двумя модулями и передавало бы тягу на второе звено. Разработка только этого узла заняла 2 года.

Первые ходовые испытания экспериментального вездехода начались в 1971 году, они показали, что для подобного рода машин просто не существует препятствий. Когда работы над проектом были завершены, на свет появился не имеющий аналогов в мире тяжелый гусеничный вездеход, способный перевозить грузы весом до 30 тонн в условиях полного бездорожья и даже по воде. За его разработку и освоение главный конструктор К.В. Осколков был награжден орденом Ленина в 1981 году. Серийное же производство вездеходов «Витязь» началось в 1982 году.

В настоящее время вездеходы «Витязь» мелкосерийно выпускают в различных модификациях, в том числе и плавающие варианты, как для гражданских нужд, так и для нужд Министерства Обороны. На базе вездеходов «Витязь» выпускают различные технологические комплексы – бурильные, автономные жилые, аварийно-ремонтные и т.д.

Дизайн и конструкция

Салон и панель приборов вездехода "Витязь"Вездеходы семейства «Витязь» отличаются оригинальной компоновкой, состоят из двух цельнометаллических звеньев соединенных между собой по прицепной схеме. Первое звено предназначено для экипажа и оснащено автономными системами обогрева и вентиляции, в нем расположена кабина водителя и пассажирский отсек вместимостью до 7 человек включая водителя. Сразу за кабиной располагается моторно-трансмиссионный отсек. Второе звено, соединенное при помощи специального поворотно-сцепного устройства представляет собой грузовую платформу закрытую брезентовым тентом.

Поворотно-сцепное устройство (ПСУ) снабжено двумя гидроцилиндрами управления, при помощи которых водитель может управлять складыванием звеньев в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной. Благодаря такой конструкции вездеходы «Витязь» обладают потрясающей проходимостью и способны преодолевать препятствия высотой до 1.5 метров и шириной до 4 метров.

Вездеходы «Витязь» в зависимости от модификации комплектуются различными дизельными двигателями с турбонаддувом, такими как В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10, а так же двигателями американской фирмы Cummins Inc совместно с английской 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison.

Поворотно-сцепное устройство вездеходов "Витязь"

Трансмиссия вездеходов «Витязь» либо гидромеханическая 4-скоростная полуавтоматическая, либо 6-скоростная автоматическая в зависимости от двигателя. Торможение осуществляется благодаря ленточным тормозам плавающего типа с пневмоприводом, а так же при помощи дублирующего механического привода управления тормозами переднего звена.

Вездеходы «Витязь» приводятся в движение при помощи 4 широких резинотканевых гусеничных обводов с металлическими грунтозацепами. Эти гусеницы обеспечивают высокую проходимость, а так же низкое давление на грунт, обеспечивая экологическую безопасность по воздействию на почвенно-растительный покров без срыва и разрушений. Мягкость движения вездеходов достигается благодаря независимой торсионной подвеске оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем, ведущим колесам с полиуретановым покрытием, а так же резиновым элементам в ходовой части.

Модификации

ДТ-2П «Витязь»

Перспективный вездеход ДТ-2П "Витязь" грузоподъемностью 2 тонныПерспективная модель вездехода весом 5500 килограмм и грузоподъемностью 2 тонны. Вездеход предназначен для эксплуатации в различных отраслях народного хозяйства. Комплектуется дизельным двигателем C-173 фирмы Cummins.

ДТ-3П «Витязь»

Вездеход ДТ-3П "Витязь" грузоподъемностью 3 тонныТранспортер грузоподъемностью 3 тонны и весом 7300 килограмм ДТ-3П (буква «П» означает плавающий). Комплектуется американским 6-цилиндровым турбодизелем с прямым впрыском «Cummins» QSB 6.7 объемом 6,7 литров и мощностью 240 лошадиных сил, а так же 5-ступенчатой автоматической коробкой передач «Allison» серии 3000. Вездеход оборудован автономной системой подогрева двигателя и салона.

ДТ-5П «Витязь»

Транспортер ДТ-5П "Витязь" грузоподъемностью 5 тоннОчередной плавающий вездеход грузоподъемностью 5 тонн и весом 12 тонн. Транспортер «Витязь» ДТ-5П комплектуются дизельным двигателем Cummins L 360 20 мощностью 360 лошадиных сил, гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач и способен развивать скорость до 40 км/ч по суше и до 5 км/ч по воде.

ДТ-7П «Витязь»

Гусеничный вездеход "Витязь" ДТ-7П грузоподъемностью 7 тонн15-тонный гусеничный транспортер грузоподъемностью 7 тонн. Техническое оснащение, как и у предыдущей модели.

ДТ-8П «Витязь»

Вездеход ДТ-8П "Витязь" грузоподъемностью 8 тоннДанная модель получила более мощный дизельный двигатель ЯМЗ-8424-10 мощностью 470 лошадиных сил. Вездеход при собственной массе 19 тонн способен перевозить крупногабаритные грузы весом до 8 тонн на скорости до 40 километров в час.

ДТ-10П-1 «Витязь»

Вездеход-амфибия ДТ-10П-1 "Витязь"Транспортер весом 21,5 тонны предназначен для перевозки грузов весом до 10 тонн. Комплектуется 12-цилиндровым V-образным двигателем ЧТЗ В46-5С мощностью 710 лошадиных сил и 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач.

ДТ-10ПМ «Витязь»

Военный вездеход-амфибия ДТ-10ПМ "Витязь" с бронированной кабиной и грузоподъемностью 10 тоннМодернизированный двухзвенный гусеничный вездеход для Министерства Обороны с броневой защитой кабины. В связи с увеличением масса вездехода до 27 тонн мощность двигателя повышена до 800 лошадиных сил (двигатель ЯМЗ 8401.10-09), при этом грузоподъемность так же составляет 10 тонн. Вездеходы ДТ-10ПМ «Витязь» способны без проблем эксплуатироваться при температуре окружающей среды от - 45 до + 40 градусов Цельсия.

ДТ-20ПМ «Витязь»

Очередной плавающий вездеход-амфибия для Министерства Обороны грузоподъемностью 20 тонн.

ДТ-30ПМ «Витязь»

Вездеход ДТ-30ПМ "Витязь" грузоподъемностью 30 тоннГусеничный транспортер Министерства Обороны грузоподъемностью 30 тонн и точно такой же массой. Как и две другие модификации получил 800-сильный дизельный двигатель и способен развивать скорость до 45 километров в час.

ДТ-30-1 «Витязь»

4-местный транспортер весом 29 тонн, комплектуется двигателем ЧТЗ В-46-5С мощностью 710 лошадиных сил и способен везти грузы весом до 30 тонн со скоростью до 37 км/ч. Коробка передач 4-ступенчатая, полуавтоматическая.

ДТ-30П-1 «Витязь»

Двухзвенный вездеход "Витязь"Как и предыдущая модель, но с герметичным «плавающим» кузовом.

ДТ-30МН «Витязь»

Гусеничный вездеход ДТ-30МН "Витязь" грузоподъемностью 30 тонн6-местный вездеход грузоподъемностью 30 тонн, оборудованный двигателем ЯМЗ 8401.10-09 мощностью 800 лошадиных сил и полуавтоматической коробкой передач.

ДТ-30ПМН «Витязь»

«Плавающая» модификация предыдущей модели.

Кроме перечисленных модификаций существуют аварийно-ремонтные комплексы, краны манипуляторы, универсальные бурильные комплексы, транспортеры-экскаваторы, транспортеры с пассажирским задним звеном, топливовозы (ДТ-30Ц, ДТ-30Ц-18Ц) и другие.

 

Видео автомобиля

Технические характеристики

Колесная формула Резинотканевые гусеницы с металлическими грунтозацепами
Двигатель
Модель В46-5СУ, ЯМЗ-8401.10, «Cummins» QSB 6.7
Мощность, л.с. от 240 до 800
Коробка передач Полуавтоматическая, 4-ступенчатая либо автоматическая, 6-ступенчатая
Подвеска
Передняя Торсионная
Задняя Торсионная
Максимальная скорость, км/ч от 36 до 45 по суше и до 5 по воде

Комментарии   

-1 # Санёк 27.12.2016 07:23
Уже не помню где, но видел комментарии к данной технике одного из разработчиков, который уже вроде как на пенсии. Говорит что техника далеко от совершенства, постоянно ломается и не такая уж хорошая, как про нее пишут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Михаил 14.05.2017 04:27
Витязь ДТ30П он может преодолеть водную преграду длиной до 200 метром и глубиной до 7 метров???
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # RussoAuto 15.05.2017 16:03
Модель ДТ30П с герметичным кузовом, он вполне способен плыть по воде.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-1 # Николай 23.11.2017 12:26
Замечательная машина. Я в начале 90х на такой работал. Проходимость 95% Есть места где можно посадить но их не много, для двух машин проходимость практически 100%. Сейчас судя по картинкам вытерты практически все слёзы. В ту пору двигатель был их слабым местом, хватало его на пару зимников в лучшем случае. Резиновые гусеницы оказались более крепкие чем ожидалось. Уж чего только мы на них не таскали, в плоть до разрыва самой машины. Большой респект тем кто придумал и делает эту машину. Много жизней спасла и сильно облегчила жизнь водителей на крайнем севере.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Владимир 26.12.2017 16:43
"Первые ходовые испытания экспериментального вездехода начались в 1971 году" - цитата из текста. Теперь уточните время организации завода в Ишимбае. И сразу станет ясно, что разработчиком машин ДТ-30 был коллектив СКБ Рубцовского машиностроительного завода под руководством Осколкова (который, кстати, заканчивап Алтайский политехнический институт), в металле опытные машины были изготовлены цехом №47 РМЗ. Испытывались силами цеха и СКБ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # RussoAuto 29.12.2017 05:16
Так и есть, разработчик один, производитель совсем другой. Такое в нашей стране сплошь и рядом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Александр 04.09.2021 08:48
Цитирую Владимир:
"Первые ходовые испытания экспериментального вездехода начались в 1971 году" - цитата из текста. Теперь уточните время организации завода в Ишимбае. И сразу станет ясно, что разработчиком машин ДТ-30 был коллектив СКБ Рубцовского машиностроительного завода под руководством Осколкова (который, кстати, заканчивап Алтайский политехнический институт), в металле опытные машины были изготовлены цехом №47 РМЗ. Испытывались силами цеха и СКБ.

Да, Владимир прав, разработкой занимались конструкторы и испытатели СКБ РМЗ по руководством К.В.Осколкова. Лично я пришёл туда на работу в 1977 году. Небольшую (мизерную) лепту в разработку "Витязей" удалось внести и мне. Но основными разработчиками были опытные конструкторы гл.конструктор, его замы и начальники бюро и испытатели. Могу назвать фамилии Осколков, Солоненко, Логинов, Савченко, Челпановский, Пилюгин, Красавина и много других. Времени прошло много и я могу ошибиться и всех я явно не назвал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать