История создания
Правительство СССР серьезно обеспокоилось качеством автомобильных дорог в 60-е годы. Следствием этого стало строительство миллионов километров твердого дорожного покрытия. Это обусловило необходимость в появлении новых грузовых автомобилей, которые могут использовать новые дороги с высокой эффективностью. Именно в этот период началась разработка и внедрение в серийное использование нового автомобиля и прорыва отечественного автомобилестроения КАМАЗ-5320.
Прообразом для будущего грузовика стал ЗИЛ-170, созданный в 1968 году. В процессе его разработки в качестве аналогов брались некоторые модели из зарубежных стран. В итоге был выбран International COF-220. ЗИЛ-170 уже прошел практически все испытания и был готов к запуску в производство, однако на этом его судьба закончилась. Правительство страны приняло постановление о начале строительства заводов по производству многотонных грузовых автомобилей в Набережных челнах. Вследствие этого дальнейшую разработку перенесли на производство КАМАЗ. Первый образцом стал КАМАЗ-5320, который был построен в 1974 году.
Серийное производство этой модели началось по истечению двух лет в 1976 году 16 февраля выпуском первых пяти автомобилей. Официально первая очередь выпуска этих грузовиков была утверждена в конце декабря 1976 года Государственной комиссией. В то время было принято наносить на автомобили из первой партии торжественную символику, которая выглядела следующим образом: «Наш подарок XXV съезду КПСС».
КАМАЗ-5320 обладает довольно обширным семейством, разработанным и построенным на его базе. Прототипы и аналоги этой модели имеют сложную конструкцию и прошли унификацию. Первые концептуальные модели этого семейства появились в 1977 году.
Дизайн и конструкция
Модель КамАЗ-5320 можно считать многотонным тягачом с бортовым кузовом. Его кабина рассчитана на 3 человека, спальное место не было предусмотрено. Для ремонта и технического осмотра кабину необходимо откидывать вперед. Так же неплохо выполнена термоизоляция кабины за счет расположенного под ней двигателя. Шумоизоляция среднего качества — такой мощный двигатель трудно не услышать. Водительское сиденье можно выставить под рост и вес водителя. Этому способствует подушка и регулируемая спинка.
Панель приборов оборудована по всем требованиям того времени и имеет все требуемые приборы и датчики контроля и сигнализации. С помощью приборной панели водитель способен всегда контролировать состояние автомобиля. Боковые стекла оборудованы ручными механизмами их регулировки. Переднее стекло панорамного типа и разделено на две части, омывается стандартным устройством для обмыва.
Для лучшей аэродинамики и экономии топлива кабина облицована обтекателями для крыши и боковыми обтекателями. Такое конструкторское решение помогает снизить загрязнение грузовика при движении по плохим и грязным дорогам.
Вентиляция в автомобиле естественного типа, которая обеспечивается за счет открывания люка, расположенного на крыше, форточек и окон. Существует принудительная подача теплого и холодного воздуха на передние и боковые стекла, а так же к ногам пассажиров, что обеспечивает отсутствие замерзание или запотевание в различные погодные условия.
Кузов устанавливался на раму автомобиля, и является металлической платформой, которая со всех сторон обшита бортами. Такой тип кузова обеспечивает легкость в погрузке-выгрузке грузов с любой стороны грузовика. Напольный настил выполнен из деревянных досок или щитов. Есть модификации, на которые устанавливался каркас из металла, позволяющий использовать тент.
Техническая часть
Двигатель на КАМАЗ-5320 монтировался восьмицилиндровый V-образного типа марки ЯМЗ или КАМАЗ, работающего на дизельном топливе и имеющий мощность 210 лошадиных сил. Охлаждающая система установлена закрытого типа, само охлаждение происходит автоматически. Очистка воздуха происходит через фильтр сухого типа. Срок его службы обеспечивается эжектором.
На КАМАЗ-5320 установлено двухдисковое сцепление. Плавность и легкость работы педали обеспечивает гидроусилитель. Трансмиссия выполнена пятью ступенями с пневматическим приводом.
Передняя подвеска рессорного типа и работает совместно с амортизаторами. На задней подвеске установлены полуэллиптические рессоры. Для легкости передвижения по лесистой местности шины имеют характерный вид протекторы и 12 слоев покрытия. Сами колеса бездискового типа.
На эту модель установлено четыре вида тормозной системы: ручного типа, стояночный тормоз, рабочий и запасной. Главная тормозная система барабанного типа с колодками. Для комфортного рулевого управления был установлен гидроусилитель. Рулевое колесо вращается легко. Рулевая система обладает большим ресурсом работоспособности и позволяет обходиться без ремонта десятки тысяч километров.
Модификации
За все время выпуска этой модели было выполнено несколько ее модификаций, которые так же стали довольно востребованными среди крупнотоннажных грузовиков.
- Камаз-5410 — является тягачом седельного типа, способный перевозить до 19 тонн груза.
- Камаз-5511 — применяемый в строительстве самосвал, способный перевозить до 10 тонн груза.
- Камаз-53112 — грузовик-тягач, грузоподъемность до 10 тонн.
- Камаз-55102 — грузовик-самосвал, возможен вариант передвижения с прицепом.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 6х4 |
Количество мест | 3 |
Габариты, мм | |
Длина | 8395 |
Ширина | 2500 |
Высота | 2830 |
Колесная база | 3190 (между передними и средними колесами) 1320 (между задними) |
Клиренс | 345 |
Колея, мм | |
Передняя | 2010 |
Задняя | 1850 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 7500 |
Полная | 15305 |
Масса буксируемого прицепа | 8000 |
Грузоподъемность, кг | 8000 |
Двигатель | |
Модель | КамАЗ-740.10 |
Тип | Дизельный |
Количество цилиндров | V8 |
Объем, см3 | 10850 |
Мощность, л.с. | от 180 до 210 |
Коробка передач | Механическая, с делителем, 5-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 34 |
Объем топливного бака, л | 210 |