История создания
Практически сразу после выхода «Горбатого» автомобильный завод «ЗАЗ» занялся разработкой новой модели малолитражного автомобиль особо малого класса. Первый опытный образец был выпущен и продемонстрирован на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в ноябре 1961 года.
Первые серийные «Запорожцы» сошли с конвейера в конце 1966 года и получили индекс ЗАЗ-966В, буква «В» означала «временный», т.к. двигатель был от старой модели (МеМЗ-966В), но адаптирован под новый кузов. Собственный силовой агрегат МеМЗ-968 автомобиль получил только в 1967 году.
Ранние прототипы имели оригинальный внешний вид с интересной, даже можно сказать агрессивной формой передка (чем то напоминает птицу из Angry birds), но в конечном итоге от такого дизайна отказались. На прототипах рычаг переключения передач располагался на панели справа от щитка приборов. Серийный автомобиль очень сильно напоминал немецкий малолитражный автомобиль NSU Prinz IV. Но в отличие от немецкой малолитражки ЗАЗ-966 имел совершенно иную конструкцию и техническое оформление кузова, двигатель располагался продольно, а не поперечно как у NSU.
ЗАЗ-966 получил независимую подвеску параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами в качестве основного упругого элемента. В дополнение к торсионам в передней подвески были применены цилиндрические пружины, которые воспринимали порядка 25% нагрузки, тем самым увеличивая практически в 2 раза срок службы торсионов. ЗАЗ-966 обладал очень хорошей проходимостью.
Новый двигатель ЗАЗ-966 представлял собой глубоко модернизированную версию предыдущей модели, за счет увеличения диаметра цилиндров до 76 мм его объем увеличился с 877 до 1197 см3, а мощность составили 43 лошадиные силы. Моторесурс двигателя до капитального ремонта составлял 100 тысяч километров. Система охлаждения двигателя была аналогична предыдущей модели, забор воздуха происходил через отверстия расположенные по бокам кузова.
Коробка передач была разработана заново и имела синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Новая коробка оказалась весьма надежной и имела большой запас прочности, что позволяло использовать ее с более мощными двигателями. Ресурс коробки передач при условии соблюдения правил эксплуатации составлял 150-200 тысяч километров.
Салон автомобиля не мог похвастаться безопасностью, тут не было пластиковых и травмобезопасных панелей и прочих примочек, однако место водителя и переднего пассажира отличалось удобной посадкой с большим пространством для ног.
В 1971 году выпуск 966-го «Запорожца» прекратили, а его дальнейшим развитием стал ЗАЗ-968, который начали выпускать с 1971 года.
Модификации
ЗАЗ-966
Базовая модель, 2-дверный 4-местный седан.
ЗАЗ-966В
Автомобиль выпуска 1966 года с индексом "временный". Оснащался двигателем МеМЗ-966 от автомобиля ЗАЗ-965.
ЗАЗ-966Э
Экспортный вариант под названием "Eliette", в некоторых европейских странах предлагался под торговым названием "Jalta" (Ялта). Автомобиль оснащался передними фарами Чехословацкого производства, на некоторых экземплярах дополнительно устанавливали две круглые противотуманные фары в хромированном корпусе со стеклами желтого цвета. На левом крыле распологалось зеркало заднего вида. ЗАЗ-966Э был оборудован радиоприемником и антеной, на моделях для внутреннего рынка такой опции не было.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Заднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4х2 |
Количество мест | 4 |
Габариты, мм | |
Длина | 3730 |
Ширина | 1535 |
Высота | 1370 |
Колесная база | 2160 |
Клиренс | 190 |
Колея передняя и задняя, мм | 1220 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 720 |
Полная | 1200 |
Грузоподъемность, кг | 480 |
Двигатель | |
Модель | МеМЗ-968 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 1197 |
Мощность, л.с. | 40-43 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | Независимая параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами |
Задняя | Треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 5,9 |
Объем топливного бака, л | 40 |