История создания
![ЗАЗ-966, вид сзади](/images/thumbnails/images/auto/zaz/966/6-fit-230x140.jpg)
Практически сразу после выхода «Горбатого» автомобильный завод «ЗАЗ» занялся разработкой новой модели малолитражного автомобиль особо малого класса. Первый опытный образец был выпущен и продемонстрирован на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в ноябре 1961 года.
Первые серийные «Запорожцы» сошли с конвейера в конце 1966 года и получили индекс ЗАЗ-966В, буква «В» означала «временный», т.к. двигатель был от старой модели (МеМЗ-966В), но адаптирован под новый кузов. Собственный силовой агрегат МеМЗ-968 автомобиль получил только в 1967 году.
![Ранний прототип ЗАЗ-966 предположительно 1961 года выпуска.](/images/thumbnails/images/auto/zaz/966/2-fit-233x140.jpg)
Ранние прототипы имели оригинальный внешний вид с интересной, даже можно сказать агрессивной формой передка (чем то напоминает птицу из Angry birds), но в конечном итоге от такого дизайна отказались. На прототипах рычаг переключения передач располагался на панели справа от щитка приборов. Серийный автомобиль очень сильно напоминал немецкий малолитражный автомобиль NSU Prinz IV. Но в отличие от немецкой малолитражки ЗАЗ-966 имел совершенно иную конструкцию и техническое оформление кузова, двигатель располагался продольно, а не поперечно как у NSU.
ЗАЗ-966 получил независимую подвеску параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами в качестве основного упругого элемента. В дополнение к торсионам в передней подвески были применены цилиндрические пружины, которые воспринимали порядка 25% нагрузки, тем самым увеличивая практически в 2 раза срок службы торсионов. ЗАЗ-966 обладал очень хорошей проходимостью.
![Салон автомобиля ЗАЗ-966](/images/thumbnails/images/auto/zaz/966/5-fit-211x140.jpg)
Новый двигатель ЗАЗ-966 представлял собой глубоко модернизированную версию предыдущей модели, за счет увеличения диаметра цилиндров до 76 мм его объем увеличился с 877 до 1197 см3, а мощность составили 43 лошадиные силы. Моторесурс двигателя до капитального ремонта составлял 100 тысяч километров. Система охлаждения двигателя была аналогична предыдущей модели, забор воздуха происходил через отверстия расположенные по бокам кузова.
![Продольный разрез ЗАЗ-966М с новым двигателем МеМЗ-968](/images/thumbnails/images/auto/zaz/966/4-fit-210x140.jpg)
Коробка передач была разработана заново и имела синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Новая коробка оказалась весьма надежной и имела большой запас прочности, что позволяло использовать ее с более мощными двигателями. Ресурс коробки передач при условии соблюдения правил эксплуатации составлял 150-200 тысяч километров.
Салон автомобиля не мог похвастаться безопасностью, тут не было пластиковых и травмобезопасных панелей и прочих примочек, однако место водителя и переднего пассажира отличалось удобной посадкой с большим пространством для ног.
В 1971 году выпуск 966-го «Запорожца» прекратили, а его дальнейшим развитием стал ЗАЗ-968, который начали выпускать с 1971 года.
Модификации
ЗАЗ-966
Базовая модель, 2-дверный 4-местный седан.
ЗАЗ-966В
Автомобиль выпуска 1966 года с индексом "временный". Оснащался двигателем МеМЗ-966 от автомобиля ЗАЗ-965.
ЗАЗ-966Э
Экспортный вариант под названием "Eliette", в некоторых европейских странах предлагался под торговым названием "Jalta" (Ялта). Автомобиль оснащался передними фарами Чехословацкого производства, на некоторых экземплярах дополнительно устанавливали две круглые противотуманные фары в хромированном корпусе со стеклами желтого цвета. На левом крыле распологалось зеркало заднего вида. ЗАЗ-966Э был оборудован радиоприемником и антеной, на моделях для внутреннего рынка такой опции не было.
Видео автомобиля
Технические характеристики
Компоновка | Заднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула | 4х2 |
Количество мест | 4 |
Габариты, мм | |
Длина | 3730 |
Ширина | 1535 |
Высота | 1370 |
Колесная база | 2160 |
Клиренс | 190 |
Колея передняя и задняя, мм | 1220 |
Масса, кг | |
Снаряженная | 720 |
Полная | 1200 |
Грузоподъемность, кг | 480 |
Двигатель | |
Модель | МеМЗ-968 |
Тип | Бензиновый |
Количество цилиндров | 4 |
Объем, см3 | 1197 |
Мощность, л.с. | 40-43 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | Независимая параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами |
Задняя | Треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Расход топлива, л/100км | |
Смешанный | 5,9 |
Объем топливного бака, л | 40 |