Многие из нас тонируют свои автомобили, некоторые тонируют как свои, так и чужие. Но как правильно тонировать автомобиль, чтоб не платить бесконечные штрафы и как себя вести, в случае если вас остановил инспектор ДПС, ссылаясь на то, что ваше авто затонировано не по ГОСТу. Рассмотрим в этой статье.
В соответствии с ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» и изменением №3 от 01.01.2002 светопропускаемость стекол должна быть следующей:
- Лобовое стекло - не менее 75%
- Передние боковые двери - не менее 70%;
- Прочие стекла - не нормируются
Кроме того, тонированные лобовые стекла не должны искажать восприятие белого, желтого, зеленого, красного и голубых цветов. А так же тонировка не должна быть зеркальной.
На заметку любителям нацепить тонированную полоску (светозащитную ленту) на лобовом стекле. Ширина этой полоски не должна превышать 15 сантиметров, в противном случае штраф обеспечен!
Итак, что мы имеем, согласно закону, все желающие могут сделать задние стекла хоть полностью глухими, но передние боковые и лобовое стекло не должны превышать установленных ГОСТом значений.
В случае если вас остановил инспектор ДПС, с пояснением что у вас тонировка не по ГОСТу, необходимо знать следующее:
- Для проверки светопропускания инспекторами в основном используется прибор «Блик», который подсоединяется к бортовой сети автомобиля через гнездо прикуривателя. Однако как написано в инструкции к прибору, он дает точные показания только при напряжении сети в 12 вольт +/- 0.6 вольта. И тут вы вправе отказать инспектору, подключить прибор к вашему авто, заявив, что у вас плохой аккумулятор. К примеру, напряжение бортовой сети в автомобиле ВАЗ 2112 с запущенным двигателем составляет порядка 13.4 вольт, с заглушенным двигателем уже зависит от вашего аккумулятора
- Кроме того, у прибора, которым будут производить замеры, должен быть указан срок его эксплуатации. В случае если срок эксплуатации прибора истек, у него обязательно должна быть произведена поверка
- Инспектор ДПС должен в протоколе указать, каким прибором производились замеры, показания данного прибора и дату окончания действия поверки. На самом же приборе должна присутствовать пломба и бирка, с указанием срока поверки
- Так же следует учесть, что прибором запрещено пользоваться в дождливую погоду или на морозе, с температурой ниже -10 градусов. Но производить замеры можно в любое время суток, как днем, так и ночью
- Согласно ГОСТу 5727-88 измерять светопропускаемость, необходимо в трех точках каждого образца в пределах нормативного поля обзора (на чертеже ниже представлено под цифрой 9). За результат берется среднее из измеренных трех значений
Расположение нормативных зон А и В переднего окна и нормативного поля обзора П представлена на чертеже ниже:
- Граница прозрачной части левого бокового окна;
- Левая боковая стойка переднего окна;
- Контур очистки переднего окна;
- Граница нормативной зоны А;
- Граница нормативной зоны В;
- Граница прозрачной части переднего окна;
- Правая боковая стойка переднего окна;
- Граница прозрачной части правого бокового окна;
- Следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Теперь рассмотрим некоторые случаи остановки водителей инспекторами ДПС. Как часто бывает, сотрудники ДПС, могут на глаз определить процент светопропускаемости и потребовать содрать тонировку. С такими инспекторами и говорить не о чем, на глаз определить светопропускаемость он не имеет право. В случае если все-таки прибор имеется, и он показал превышение допустимой нормы тонировки, тут инспекторы могут попробовать привлечь водителей к ответственности, ссылаясь на статью 19.3 КоАП, предусматривающей наказание за неподчинение законному требованию инспектора снять тонировку. Однако в данной статье нет ни одного упоминания о тонировке, однако это требование почему-то признано законным. И данный вопрос следует задать инспектору.
Из вышесказанного следует, что требования инспектора немедленно оторвать тонировку являются незаконными. Но, как известно закон что дышло... И тут будет лучше перестраховаться и сказать, что вы не умеете снимать тонировку, а неумелое снятие тонировки обязательно приведет к повреждению стекла, а, следовательно, ограничит обзор.
Так же нет ни одного закона, в котором четко прописано, что инспектор ДПС имеет право доставить автомобиль на станцию техобслуживания, где будут произведены необходимые замеры светопропускаемости стекол. Следовательно, на это и нет правовых оснований!